Новости
Новости
26.02.2025
25.02.2025
18+
Серии

«Я до сих пор смотрю и думаю: “Неужели это мой сын нарисовал?”»

С картин Николая смотрят яркие животные: синий бегемот, зеленый изогнутый крокодил, черный массивный бык с белоснежными рогами. Николай пишет в технике «взъерошенного мазка»: возможно именно поэтому его работы сразу узнаются в общей массе.

особенный художник
Фото: laura adai / Unsplash

Надежда Марычева, мама Коли, признается: еще пару лет назад сын совсем не рисовал. А потом начал ходить на занятия в «Грани», где его поддержала профессиональный педагог. Сейчас Николай – особенный художник, чьи картины покупают на инклюзивных выставках.

«Мне всегда хотелось, чтобы Коля рисовал…»  

Николаю 26 лет: он живет в городе Иваново вместе с семьей. В три года у него диагностировали аутизм. Сначала мальчик пошел в коррекционный сад, потом – в коррекционную школу. Там научился читать и писать, но после восьмого класса документы забрали: как говорит Надежда, большего в школе Коля уже не мог получить.

Дальнейшее обучение и трудоустройство было почти невозможно: в Иванове не было места, где взрослые люди с ментальными особенностями могли бы заниматься. Тогда родители решили объединиться и своими силами создать условия для достойной жизни детей.

Так появилась ивановская областная общественная организация молодых инвалидов и их родителей «Грани». Семья Николая тоже стояла у ее истоков.

Благодаря тому, что официально была зарегистрирована организация, команда смогла писать заявки на гранты. Постепенно рос штат педагогов. Однажды к нему присоединилась Полина Баранова: она и начала рисовать с Николаем.

«Мне всегда хотелось, чтобы Коля рисовал… Рисование раскрывает в человеке его внутренний мир, позволяет его по-другому воспринять. И я всегда пыталась с Колей рисовать дома, но выходило не очень. А когда в ”Грани” пришла Полина Сергеевна, она нашла к нему подход и сразу увлекла рисованием», – вспоминает Надежда.

Взъерошенный мазок

Тему рисунков, которые пишут в мастерской, заранее определяет педагог. Из работ участников программы «Особая кисть» собирают выставки: каждый месяц небольшую экспозицию оформляют в учебной квартире «Граней», а также отдельные работы выставляют в библиотеках города Иваново.

Одна из последних выставок называлась «Сны кота Савелия». Среди рисунков – и спящий бело-рыжий кот Василий, и красногрудый снегирь, и пейзаж с ночной избушкой.  

К каждому из художников педагог ищет особенный подход. Даже техники рисования у всех отличаются. Николай, например, пишет в технике «взъерошенного мазка»: на листе экспрессивными ударами кисти создаются насыщенные работы.

Николай на фоне работ. Фото предоставлено ИООО МИиР «Грани»

Картины Николая и правда пестрят всеми красками. Есть в его коллекции и оранжевый кот в черную полоску, и забавный цветной попугай с голубым чубчиком, и красный осьминог, выделяющийся на фоне синего моря.

«Вообще с усидчивостью у Коли не очень. Но за несколько лет занятий с Полиной он научился сидеть, не отвлекаясь. У нее есть всякие фишечки: например, он очень любит петь песни из мультфильмов. И педагог нашла подход, чтобы Коля мог тихо сидеть и напевать, и чтобы при этом не отвлекался от рисования», – рассказывает Надежда.

Хотя дома Николай все также не садится за лист. Ему больше нравится проводить время в компьютере, слушать аудиокниги и смотреть советские мультфильмы. Его любимые картины – «Ну, погоди!», «Остров сокровищ», «Чиполлино». Надежда шутит, что если однажды «Грани» решат открыть студию мультипликации, Коля станет в ней главным экспертом. 

Первые продажи

Николай занимается в программе «Особая кисть» около пяти лет. Как отмечает Надежда, сын стал усидчивее: его увлекают занятия, он может концентрироваться. Если в начале Николай мог просто все занятие закрашивать лист бумаги, то постепенно научился аккуратно заполнять пространство рисунка, не выходя за края.

А потом работы Коли начали появляться на выставках. Например, весной 2024 года в Ивановской библиотеке для детей и юношества открылась выставка, героями которой стали коты и кошки, нарисованные участниками программы «Особый взгляд».

«Для выставки Коля нарисовал необычного рыжего кота. И уборщица библиотеки, когда увидела этого кота, говорит: ”Ой, это копия моего кота, который умер. Можно мне этот рисунок?” И мы ей его подарили. Теперь этот рисунок висит у этой женщины и радует ее, напоминая о питомце, которого уже нет», – рассказывает Надежда.

Со временем рисунки Николая стали откликаться у зрителей все больше и больше. Когда Коля нарисовал крокодила, к семье обратились из другого города и спросили: не против ли они, если рисунок перенесут на футболку?

«Я сначала не поняла: а зачем, чем он вам так понравился? Тогда мне ответили: ”От него веет позитивом”. То есть люди находят, видимо, в рисунках Коли что-то, что дарит им радость. В обычной жизни Коля общается не со всеми, а вот через рисунки, видимо, люди чувствуют его внутреннюю доброту и позитив», – продолжает мама Николая.

Сюрреализм

А летом 2024 года у исследовательской мастерской «Дверь в лето» совместно с Полиной Барановой стартовал инклюзивный проект в сфере современного искусства – выставка-диптих «Эпоха сюр-кутюр». В коллекцию вошли работы подопечных «Граней», в том числе работы Николая. Одну из них купили самой первой. 

Как отмечают организаторы выставки, «Эпоха сюр-кутюр» – это выставка-исследование, которая отражает глобальные тренды и социальные настроения последних нескольких лет, начиная со времен пандемии. Выставка рассматривает действительность сквозь призму сюрреализма, проникшего в повседневность.

«Несомненно, можно использовать разные оптики для анализа современной действительности. Но совершенно однозначно, что сюрреализм – это та рамка, которая ничего не объясняя, способна извлечь из подсознания ответы на самые сложные вопросы. И особенно актуальна она в те времена, когда ”ничего непонятно, но очень интересно”», – рассказала Нина Телегина, основатель и генеральный директор исследовательской мастерской «Дверь в лето».

Задача выставки – помочь зрителям научиться определять признаки сюрреализма в повседневной жизни и выстраивать границы между внешним и внутренним. Выставка состоит из двух частей. Вторая ее часть рассказывает о том, что же способно уравновесить сюрреальность нашего бытия, а самое главное – призывает зрителя найти эти опоры внутри себя.  

Как готовились к выставке особых сюрреалистичных картин

Еще на этапе подготовки к выставке организаторы решили, что будут изучать сюрреализм как социальное явление. Картины особенных художников, в том числе Николая, стали основой. Без них бы не было не только визуального, но и концептуального наполнения выставки.

Сначала Нина искала такие работы. Было решено взять картины последних четырех лет, чтобы «сделать слепок эпохи и посмотреть на ситуацию в ретроспективе».  

особенный художник

«И тут я вспомнила о Поле, работу которой я уже давно наблюдаю. Поля – сама очень талантливый художник, ученый и самоотверженный педагог, которая живет и работает в моем родном городе Иваново. Мне очень нужен был проводник в этот особенный мир, исследователь по духу, с которым мы бы говорили на одном языке, поэтому мой выбор был определен практически сразу же», – вспоминает Нина.

Фото: Marina Yalanska / Unsplash

Узнав о концепции выставки, Полина отобрала работы мастеров из «Граней» и интуитивно разделила их на две части: «Эпоха сюр-кутюр» и «В поисках двери в лето».

Каждую отобранную работу обсуждали, девушки делились своими чувствами друг с другом, а Полина рассказывала о художниках – их характерах, творческом стиле. 

«Я в очередной раз убедилась, что порой, отключив рационализацию, можно увидеть гораздо больше, и нам всем есть чему поучиться у особенных художников в мировосприятии. Так родились важнейшие инсайты и коды сюрреализма в повседневности. И честно скажу, что без общения с Полей, которая так тонко чувствует каждую работу и каждого автора, я бы очень многое упустила из виду», – говорит основатель и генеральный директор исследовательской мастерской «Дверь в лето»

Заключительной частью стало оформление выставки и развеска. Важной задачей было уйти от восприятия детского рисунка и представить работы как полноценные произведения актуального искусства. Все работы оформили в одинаковые багеты, чтобы показать их как единую историю. 

Из особенного в понятное всем

Как отмечает Нина, в «Эпохе сюр-кутюр» большую роль играют истории художников. Одна из задач выставки – преодолеть стигматизацию творчества особенных художников, отойти от восприятия «детского рисунка» и показать глубину рефлексий, которые может вызвать такое искусство.

«Лично я совершенно точно могу утверждать, что эти работы – живые артефакты, потому что они пропитаны историей и каждая из них стала значимым символом и отпечатком нашей эпохи. В этом и заключается суть настоящего искусства. И коллекционеры, которые покупают такие работы, несомненно, знают, зачем они это делают», – объясняет Нина Телегина.

При этом об одном «портрете покупателя на инклюзивной выставке» сказать нельзя. Полина Баранова уверена: такого человека вряд ли можно отличить от человека, покупающего искусство на выставке современного искусства или любой иной выставке. А еще творчество – это шажок к принятию друг друга и уважению. 

«У Врубеля был нейросифилис, Ван Гог был болен эпилепсией, у Шумана был маниакально-депрессивный психоз (биполярно-аффективное расстройство в современной терминологии). Было ли общество готово воспринять их творчество? Готово ли оно сейчас? Мы, как вид, вряд ли расстанемся с ксенофобией окончательно, но хочется верить, что творчество сможет нас немного примирить друг с другом», – рассуждает педагог «Граней».

«Я никогда не думала, что мой сын может так рисовать»   

Но главное, что творчество Николая стало открытием не только для посторонних. Во многом это стало открытием для его мамы. И позволило ей по-новому взглянуть на своего сына.

Сейчас Колины рисунки висят дома, на них смотрит вся семья. Хотя Надежда признается: когда ей сказали про интервью, она до последнего не могла представить, что с ней будут говорить как с «мамой художника». 

«Как бы хорошо родители не знали своего ребенка, они не все могут увидеть. Мы иногда думаем: ”Ну нет, это он никогда не сможет сделать…” А на самом деле очень даже прекрасно сможет. Я никогда не думала, что Коля так будет хорошо рисовать. 

Я до сих пор смотрю и думаю: ”Неужели это мой сын нарисовал?”. И я горжусь, радуюсь, поддерживаю. Моя задача как мамы – дать ему возможность попробовать себя, создать для него условия, а уже он раскроется с педагогом. А раз люди покупают его картины, значит видят в них что-то близкое», – заключает Надежда.

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике