Новости
Новости
28.02.2025
27.02.2025
18+
Интервью

«Театр – средство беседы». Юлия Шевелева, Центр толерантности

Режиссер-постановщик проекта «Форум-театр» – о том, должен ли театр решать проблемы, о катарсисе и философии «не хочу быть как все».

Юлия Шевелева. Фото: Дима Жаров / АСИ

Юлия, хорошо ли вы помните свое детство? 

Я из тех людей, кто про свое детство очень мало помнит. 
Более того, я вообще редко вспоминаю прошлое.

 Для меня существует только то, что происходит 
сейчас.
 А то, что происходило когда-то… Не то чтобы обесцениваю,
 но значения оно для меня не имеет совершенно. 

А вы когда-нибудь анализировали, почему ваша память работает именно так? Это следствие какой-то травмы? 

Нет, я не думаю, что это связано с травмирующим 
опытом.
 Скорее, у меня просто очень избирательная 
память. Был такой священник, митрополит Антоний Сурожский.
 Он говорил, что самый главный момент – тот, который происходит сейчас, 
самый главный человек – тот, который находится перед тобой.
 Вот как-то у меня так оно и происходит.


И главное – это не лечится.
 Я уже убедилась в этом.
 Например, я в состоянии запомнить на тренинге имена
 30 людей за один круг, а через три дня их забуду.
 Ни одно имя не вспомню. Абсолютно. А вот в моменте помню их очень хорошо. 

Хорошо, а про отношения с родителями помните? 

У меня всегда были очень сложные отношения с мамой и чудеснейшие отношения с папой, который меня и растил в основном.
 Не скажу, что все
 самое лучшее во мне только от него, от мамы тоже кое-что есть,
 но папе я очень обязана именно 
тем, каким человеком я выросла. Включенность, социальная и гражданская активность – все это от папы. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

Он ушел из жизни весной прошлого года, ему было
 104 года. До 103 лет он находился в полном сознании. Это был совершенно невероятный человек, 
прошедший войну, невероятной скромности, интеллигентности, энциклопедических знаний.


С мамой всегда было очень непросто. Благодаря психотерапии я 
с этим, конечно, потом справилась, но потребовалось время. 

А еще у меня был брат, старше меня на восемь лет.
 Я проводила рядом с ним очень много времени, и он был одним из моих кумиров. Вся (тогдашняя) современная музыка, самиздат, литература в целом – это от него. Все его друзья были моими друзьями, хоть и были старше.

Вы, получается, папина дочка?

Вы знаете, это был всегда лучший комплимент.

Да, я совершенно точно папина дочка. Мы с ним абсолютно друг друга обожали.
 И его любили все, кто знали, он был, правда, удивительный человек.


Любили ли вы фантазировать в детстве? 

Как вы уже понимаете, я не помню. Но предположу, что да. 
Потому что была книжница, очень рано научилась читать.
 И читала круглосуточно.
 Не в смысле, что я была ботан и только читала.
 Нет, я была очень живой, активной, и много чего мне было интересно.
 Но я читала в любой свободный момент.
 Поэтому думаю, что очень ярко представляла себе то, что читала.
 Ставила себя на место каких-то персонажей.


То есть, это были не абстрактные фантазии из серии «что бы я делала, если бы оказалась на необитаемом острове?». Нет, они были вполне конкретные: например, что я Наташа Ростова, и мне очень нравится Андрей Болконский. 

Какая у вас была любимая книга? 

О, любимые книги детства – это Стругацкие, конечно. «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света». Любила Булгакова.


Это, конечно, не то чтобы совсем детская литература.

Да, я очень многое прочла очень рано. 
У нас и дома было очень много книг,
 большая библиотека, да и брат приносил много чего почитать.
 Поэтому «Мастера и Маргариту» я прочла в 15 лет в самиздате. Она меня потрясла тогда.

На выбор книг влиял старший брат? 

В основном брат, да, но иногда и папа что-то советовал. Я могла просто взять какую-то книгу с полки и спросить папу, что это. А он отвечал, что мне еще рано такое читать. Это, конечно, был лучший ответ для того, чтобы я прочитала книгу.  

В семье читали все.
 И очень много читали.
 Если в журнале «Иностранная литература» появлялась какая-то новая книжка, ее читали все, передавая друг другу. Поэтому мы с родителями были в одном культурном поле в этом смысле.
 Мы все не только читали, но и смотрели кино, ходили на выставки.
 Не такой большой выбор был, но тем не менее.


Получается, записываем вам в хобби чтение. Было ли что-то еще, что вас увлекало?

Моим хобби в кавычках можно назвать Музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано,
 которая была аж четыре раза в неделю.
 А к ней надо было еще готовиться каждый день и играть по полтора-два часа, понимаете?


Еще я любила петь. Где-то в 17 лет научилась играть на гитаре.
 Я много пела и играла Окуджаву – это был мой любимый автор. 
А потом пошла учиться петь. Собственно, по первому образованию я – народная певица.
 Но когда меня научили петь, я моментально разлюбила это дело.


Фото: Дима Жаров / АСИ

Судя по вашему рассказу, вы культурно развитый человек: тяга к чтению с детства, пение, фортепиано. Как вам кажется, мог бы стать режиссером-постановщиком человек менее любопытствующий? 

Смотря, что мы с вами имеем в виду под 
«стать режиссером-постановщиком».
 У меня же нет профессионального режиссерского образования.
 Я, в общем, самоучка.
 Занимаюсь этим всю жизнь, но я самоучка.


Мне кажется, главное, чтобы человеку хотелось и было интересно.
 И чтобы его это цепляло. 
А без культурного багажа…
 Всегда можно самому почитать. Мне вот стало интересно – я пошла читать Станиславского,
 а потом – Михаила Чехова. То есть, если человеку это действительно нужно, то да, вполне может стать, почему нет.


Поняла вас, спасибо. Давайте чуть откатимся назад. С учетом сложных 
отношений с мамой, можно ли сказать, что вы были трудным подростком?

Вы знаете, поскольку я большую часть своей жизни проработала с подростками, 
я не очень понимаю понятие «трудный подросток». А что, бывают легкие?


Но, конечно, да, зная, какими бывают подростки, – нет, такого у меня не было. Из дома не сбегала, дверью не хлопала.
 Но со мной все-таки было непросто, потому что в 14 лет я познакомилась с людьми, которые были из второго поколения хиппи.


Это абсолютно была моя среда, и я начала выглядеть не как все, а это 1974 год, как вы понимаете.
 За это я даже несколько раз попадала в отделение милиции.


Но меня это не пугало, я была очень свободолюбивая. Настолько, что мне должны были поставить двойку по начальной военной подготовке
 в выпускном классе, потому что я написала эпиграмму на военрука.
 Помню, что он дико разозлился, и папе пришлось надевать ордена и идти в школу его уговаривать, потому что с двойкой по НВП не выдали бы аттестат.


Фото: Дима Жаров / АСИ

Так что да, вот таким я была подростком. Не то чтобы адски сложным, но своеобразным. 

Вы упомянули, что хотели быть «не такой, как все».
 Это было исключительно подростковое желание, которое с возрастом ушло?

В подростковом возрасте это было осознанное желание. Сейчас у меня нет такой философии «не хочу быть как все», но иногда так получается.


В свои 64 года я одеваюсь не так, как в 64 года одеваются многие  люди.
 Я, например, с 85 года ношу кеды Converse. Мне в них удобно, я их люблю. И мне плевать, носят ли другие в 64 года кеды Converse или нет. 
Мне нравятся Martens – я ношу Martens. 

В общем, одеваюсь так, как мне нравится. Мне все равно, как на меня при этом посмотрят. Абсолютно.


Помните ли вы события в жизни, которые вас поменяли?


Я думаю, что таких событий было три. 
Первое – это то, что после окончания школы я не поступила в педагогический институт на факультет русского языка и литературы.
 Сейчас я  воспринимаю это как абсолютное счастье.
 Если бы я поступила, то была бы училкой. Я и сейчас училка,
 но я была бы прям училка русской литературы в школе,
 и всего того, что было в моей жизни, скорее всего, не случилось.


Второй поворотный момент – это то, что у меня родилась дочь в 19 лет.
 Я была не замужем, мать-одиночка. 
И в 80-м году это было ну, такое… 
Из-за этого я поздно поняла, что хочу делать, поскольку не стала из-за дочки ездить на гастроли как певица и временно устроилась работать в Дом пионеров.
 Кем хочу стать, когда вырасту, я поняла только лет в 27, когда она подросла. 

Третий – это то, куда я пришла, собственно, в 85-м работать.
 А пришла я в театральный кружок Дома пионеров Ленинского района на место совершенно легендарной женщины.
 Ее звали Александра Иосифовна Розанова.
 Она была руководительницей первого театрального кружка в первом Доме пионеров в Советском Союзе.
 И проработала она там до 87 лет. Перестала работать, когда уже не могла ходить.
 Я ее застала, но через пару месяцев она умерла.
 И я пришла на ее место. 

Из этих трех пунктов в итоге родилось все то, что я делала и что продолжаю делать.


Вы из тех людей, кто считает, что все, что ни делается, все к лучшему?


Скорее, да. Я точно не тот человек, который жалеет о чем-то в прошлом.
 Или говорит, мол, вот если бы была возможность, я бы все сделала по-другому. 
Я вела себя так, как могла себя вести в тот или другой момент жизни, делала то, что могла делать. Это не оправдание, просто я так воспринимаю себя и то, что было в моей жизни. 

Мы органично подошли к вопросу про философию вашей жизни.


Ой, здесь все очень банально.

Делай, что должно, и будет, что будет.


И есть еще одно банальное. Стакан всегда наполовину полон. Всегда.
 Это не менялось за все годы, как я себя помню.


Зря вы так про «банально». Говорят же, что истина в самых простых вещах.

Да, просто последние три года очень многие стали называть это своей жизненной философией. А я всегда считала, что каждый из нас
 должен делать то, что он может и должен. «Должен» в кавычках. 

А чувствуете ли вы, что ваш жизненный опыт как-то помогает в работе?


Я вообще не ощущаю свой жизненный опыт, совершенно  его не чувствую.
 Опять же, жизненный опыт – это прошлое, правда? Это же то, что было, а в моем ощущении прошлого нет: есть здесь и сейчас. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

По еще одному образованию вы — психодраматист. Объясните, кто это такой. 

Я делала много разного в своем театре и студии,
 в разных некоммерческих программах. И мне еще тогда очень многие люди говорили, что то, что я придумываю сама, – это психодрама.
 Говорили, мол, ты велосипед изобрела.


Я давно хотела пойти и поучиться.
 Но засада в том, что все обучение психодраме – это пятница, суббота, воскресенье.
 А у меня и пятница, и воскресенье были основные рабочие дни.
 Поэтому пока у меня был мой «Подвал», я это сделать не могла. 
А в 2010-м у меня его забрали.
 Вернее, помещение. И «Подвал» прекратил свою деятельность.

Тогда мне как раз исполнилось 50 лет.
 Я подумала, что самое время пойти поучиться психодраме. Отучилась, а потом не стала этим заниматься, потому что мне по-прежнему был интересен социальный театр, а психодрама – это все-таки психотерапия в чистом виде, не правда ли? 
А психотерапия должна быть исключительно по запросу людей.
 И я начала заниматься форум-театром.

Расскажите, когда вы впервые заинтересовались театром? 

У меня два воспоминания.
 Первое – это то, что меня в детстве сводили в Московский художественный театр на спектакль «Синяя птица», поставленный Станиславским.
 И это было очень скучно, потому что оно все было какое-то невероятно нафталиновое, и я на всю жизнь запомнила, как не надо.


А в 14 лет я попала на спектакль «Ромео и Джульетта», который поставили в театре-студии имени Гайдара.
 Тогда это был Дом пионеров Люблинского района.
 Вячеслав Семенович Спесивцев в прошлом был актером Театра на Таганки и решил сделать свою самодеятельную студию. 
Набрал ребят с улицы, а потом они выросли в профессиональный театр.


Они так играли, что можно было сойти с ума.
 То, что называется великим греческим словом «катарсис».
 Когда ты не можешь дышать во время спектакля,
 а потом и после.
 Это было так по-настоящему, что я вышла оттуда просто онемев.

Это потрясение от театра я запомнила на всю жизнь.


Фото: Дима Жаров / АСИ

Как вы решились открыть свой театр? 

А я совершенно случайно его открыла. Пришла в театральный кружок, как я вам уже говорила.
Первый год он назывался «Агитбригада». 
А потом… Мой любимый второй муж был переводчиком.
 И он перевел очень прикольную пьесу.


Она называлась «Дитя мира» и рассказывала про то, как советская девочка и
 американский мальчик добились того, что холодная война прекратилась.
 На дворе 1986 год. Я познакомилась с чуваком, который это все придумал и написал.
 И он считал, что нужно, чтобы это было поставлено в России, потому что в Америке он ее уже поставил.
 Я решила, что это сделаю.


Первый спектакль прошел в бывшей трехкомнатной квартире в Сеченовском переулке – таким было наше первое помещение.
 Мы построили две сцены, и зрителей там помещалось максимум 30 человек.
 Они сидели на лавках между сценами.

А потом я выбила нам другое помещение в полуподвале.
 Когда у детей спрашивали, куда вы пошли, они говорили, мол, в подвал.
 И оттуда родилось название «Подвал».


И следующий спектакль уже был по статьям Юрия Щекочихина «Алло, мы вас слышим». Они
 про то, что происходит с подростками.
 Я нашла Юру и сказала: «Хочу сделать спектакль по вашей книжке». Он принес мне рукопись, а потом пришел на премьеру.


Так мы и просуществовали до 2010 года.
 Мы использовали театр как средство. Это, можно сказать, был и есть мой главный принцип: театр как средство для того, чтобы разговаривать, думать, расти, развиваться.


Мы всегда ставили спектакли про то, что происходит в жизни. И мы были открыты каждый вечер, кроме субботы, закрывались, как хороший ресторан, с последним посетителем.
 И у меня выросло несколько очень крутых поколений.
 Когда нас закрыли, у меня была группа детей тех, кто в «Подвале» вырос. 

Насколько популярен был «Подвал»? Где вы находили зрителей? 

Он был популярен, но благодаря сарафанному радио.
 Мы не были репертуарным театром.
 Я всегда была против этого, потому что мне было очень важно, чтобы не было театральной изнанки: интриг, зависти, сплетен.
 Вы же понимаете, театр – не самое доброе место в целом. 
Террариум. 
Мне очень хотелось, чтобы этого не было.

«Подвал» находился на Остоженке, в двух шагах от храма Христа Спасителя. Мы просто рядом со входом вешали афишу, что вот здесь будет спектакль в такой-то день. Аншлаг был всегда. Не было случаев, чтобы у нас были пустые места.
 Откуда-то всегда брались зрители. 

Почему в основе ваших спектаклей всегда были остросоциальные темы? 

Мне кажется, потому, что театр через эмоции помогает формировать гражданскую позицию у человека. Я считаю очень важным, чтобы у человека она была, чтобы человек ощущал свою ответственность за то, что происходит вокруг и понимал, что от него что-то зависит.


Да и потом, всю жизнь нашей основной аудиторией были подростки. И сейчас мы  занимаемся  форум-театром, у нас тоже главная целевая аудитория — это старшеклассники. 
И я очень хорошо помню себя подростком. Я прекрасно помню, что никакие лекции, например, о том, что не надо употреблять наркотики, не работают. 
Потому что рядом с тобой окажется человек, который скажет, мол, да ты что, с первого раза не подсаживаются, давай попробуем.
 В этом возрасте же все бессмертные. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

А театр к чувствам обращается, помогает встать на место другого человека и почувствовать себя на месте главного героя, который теперь, продолжая наш пример, страдает от зависимости. 


Чем форум-театр отличается от обычного театра? 

Форум-театр придумал гениальный человек, которого звали Августо Боаль.
 Он бразилец, был основоположником бразильского театра и невероятно включенным в социальную жизнь человеком. 
Для него театр тоже был средством беседы со зрителями о тех остросоциальных проблемах и угнетениях, которые происходят вокруг.


Форум-театр устроен так: собирается группа непрофессиональных артистов, 
которых интересует какая-то остросоциальная проблема.
 Они вместе ее обсуждают между собой.
 Причем нет задачи прийти к единой точке зрения.
 Потом они придумывают историю,
 а на основе этой истории 
– коротенький спектакль на 15-20 минут, в котором обязательно должен быть конфликт.
 Они же пишут и текст этого спектакля.


После репетиции спектакля с режиссером на него приглашается народ примерно того же возраста, про кого этот спектакль.
 И играют люди примерно такого же возраста.


На спектаклях форум-театра есть ведущий, его еще называют Джокер.
 Его задача – разговаривать с залом до и после спектакля, наводя на размышления и задавая вопросы. 

А в конце – самое интересное. Спектакль начинают играть еще раз, и любой человек из зала может поднять руку, сказать «стоп», остановить действие, выйти вместо актера на сцену и показать, как, на его взгляд, можно было бы поступить.
 Антагонистов, правда, заменять нельзя, а протагонистов – можно. 

По сути, это совершенно другой театр. Театр, ломающий четвертую стену.
 Сцены как таковой на таких спектаклях тоже нет, мы играем без нее, по заветам Бааля. Актеры – непрофессиональные артисты, обычные люди, но перед спектаклем всегда идет подготовка. Своего героя они должны знать так, как будто это их хороший друг. И импровизировать, исходя из логики этого персонажа, если зритель захочет внести коррективы в сюжет. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

Как так вышло, что вы оказались именно в некоммерческом театре? 

Некоммерческие организации развивались у меня на глазах. Сами мы были из тех, кто, что называется, «стоял у истоков», ведь «Подвал» тоже был оформлен как НКО. 

Наши спектакли и программы часто были на такие социальные темы, о которых тогда никто не говорил. Представьте: 1991 год, а мы ставим спектакль про людей с ДЦП. Да, тогда никто и не знал, что такое ДЦП. Все дети с этим диагнозом были распиханы по интернатам и на улицу почти не выходили, их редко кто-то видел. 

Мы были первые, кто в проекте «Один плюс один» придумали платежную квитанцию для сбора частных пожертвований.
 У нас был слоган «С миру по нитке», и в квитанции стояла сумма 1 рубль. Таким образом мы собрали около 600 тысяч за несколько лет.


Пожертвования  получали и НКО, помогающие матерям призывников, и приюты для животных, и дом малютки для детей, родившихся с ВИЧ, и многие другие.

Как вы объясняли это своим друзьям и близким, что собираете частные пожертвования для НКО? 

Чаще всего нам говорили, что этим должно заниматься государство. Или спрашивали, не боимся ли мы, что нас могут начать подозревать в том, что мы, якобы, воруем деньги. А недоверие тогда действительно было колоссальное.


Но мы терпеливо объясняли, что во всем мире
 наибольшее количество денег собирается частными пожертвованиями.
 Такой как бы ликбез был – и себя образовывали, и всех вокруг.
 И потихонечку-потихонечку…


Хотя знаете, всякое бывало. Иной раз смотришь в платежку, а там к единичке человек нолик подрисовал, чтобы заплатить не рубль, а 10 рублей. Или оплачивали десять платежек разом.

Как вам кажется, разница между коммерческим и некоммерческим театром существует?

Если эта разница и есть,
 то скорее в том, что в некоммерческом театре больше энтузиазма, потому что часто в нем
 участвуют непрофессионалы. Людей объединяет какой-то интерес. И вот про четвертую стену мы с вами уже говорили. Конкуренции как таковой у нас нет, а значит и террариума – тоже. Я, по крайней мере, очень надеюсь. 

Не хочется сильно идеализировать 
некоммерческий театр или как-то плохо говорить про коммерческий, потому
 что он был, есть и будет всегда. Впрочем, и некоммерческий тоже, 
мне кажется.
 Так что, каждый в своей нише делает что-то свое.


Может ли 
форум-театр действительно решать какие-то социальные
 проблемы?


Вы знаете, Августо Боаль считал, что да.
 Более того, он прямо был на это настроен.
 Вот прямо должно быть решение в конце в зависимости от того, как вы сыграли форум.


Я бы сказала, что это не обязательно, 
потому что не всегда решения находятся.
 Хотя знаю, что после одного из форумов кто-то из наших зрителей обратился за помощью в некоммерческую организацию, которая помогает людям, перенесшим насилие. А кто-то на остановке остановил акт насилия. Помог форум? Наверное, да. 
Но наша цель – помочь задуматься, чтобы зритель не  ушел равнодушным. Августо Боаль говорил: «Форум-театр начинается тогда, когда он заканчивается».

Опять же, наша основная задача – делать, что должно, как в притче про сеятеля: сеять семена. А взрастет оно или нет – это уж как получится.


Мне бы, конечно, очень хотелось изменить весь мир, но это невозможно. Поэтому если человек хоть чуть-чуть засомневался, какую-то девочку перестали травить в школе, а кто-то пересмотрел свое поведение – игра стоила свеч. 

Вы уже говорили, что вы человек настоящего, прошлого для вас не существует. А что насчет будущего, какой вы видите свою работу через несколько лет?


В нашей стране горизонт планирования, 
к сожалению, очень короткий.
 Однако я мечтаю о том, чтобы через несколько лет форум-театров было
 как можно больше. Потому что я правда верю, что они помогают. 

Ну и, конечно, хотелось бы продолжать делать то, что мы делаем.
 Чтобы нам по-прежнему удавалось это делать.


Интервью с Юлией Шевелевой — часть серии «НКО-профи», созданной Агентством социальной информации и Благотворительным фондом Владимира Потанина в 2017 году. «НКО-профи» – это цикл бесед с профессионалами некоммерческой сферы об их карьере в гражданском секторе. Материал подготовлен при поддержке Фонда Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике