В 2025 году Фонду Тимченко исполняется 15 лет. Агентство социальной информации решило узнать, как менялся проектный портфель фонда и что может помочь оценить эффект от огромного количества поддержанных проектов.
Первым конкурсом Фонда Тимченко был федеральный конкурс «Следующий шаг» в 2011 году. Он был направлен на поддержку инициатив в интересах старшего поколения. Расскажите, каким был тот конкурс? Какие практики работы с пожилыми людьми вы тогда поддерживали, и как эта работа менялась со временем?
Мария Морозова: 15 лет назад тема старшего поколения в России была, мягко выражаясь, не популярна. Люди слабо осознавали и возможности, и вызовы, связанные со старением общества. Не было тогда и серьезного внимания государства к этой теме.
Поэтому в рамках конкурса «Следующий шаг» фонд начал поддерживать инициативы активных людей старшего поколения, и это было наше стратегическое решение. С одной стороны, мы хотели повысить самоуважение самих пожилых людей, с другой – показать обществу их ценность. Мы поддержали более тысячи проектов в 42 регионах страны, в основном в небольших населенных пунктах.
Это дало нам огромный опыт. Например, мы поняли, что очень важно уделять внимание межпоколенческим отношениям. Помню, что в Ивановской области был поддержан проект «Бабушка на час», где ушедшие на пенсию учительницы помогали молодым работающим родителям с детьми: встретить из школы, помочь с уроками, чему-то научить, просто пообщаться. Был и другой проект – «Колыбель», когда пожилые женщины заботились о молодых мамах, оказавшихся в кризисе. И это, с одной стороны, очень трогательная история, с другой – важный элемент укрепления межпоколенческой солидарности в обществе.
С самого начала для реализации этого конкурса мы привлекали региональных партнеров. Ими стали центр «Гарант», фонды «Добрый город Петербург», «Хорошие истории» и другие. Во-первых, они лучше понимали специфику своей территории, во-вторых, могли бы впоследствии перенять у нас концепцию конкурса и работать дальше. С годами эти партнеры действительно стали экспертными и ресурсными центрами по теме старшего поколения.
Уже в следующем году мы переименовали этот конкурс в «Активное поколение». Это название точнее отражало его смысл.
Поддержка старшего поколения стала первой стратегической программой фонда. Помимо конкурсов мы много работали с экспертным сообществом: геронтологами, социологами, демографами, экономистами, возрастными психологами, поддерживали тематические исследования. В течение девяти лет проводили конференцию «Общество для всех возрастов», которая также помогла объединить экспертов в области старения и выработать актуальную повестку.
К счастью, постепенно отношение к старшему поколению и в обществе, и в государстве изменилось. В частности, в 2016 году правительство приняло Стратегию действий в интересах граждан старшего возраста. В регионах, как грибы после дождя, стали появляться региональные программы активного долголетия, проекты, мероприятия. Мы поняли, что лед тронулся, в том числе, наверное, благодаря нашему скромному вкладу. Поэтому приняли решение переключиться на более сложную тему, связанную с поддержкой уязвимых людей старшего возраста на малых территориях.
К 2015 году, помимо поддержки старших, у фонда появились еще три стратегические программы – социокультурное развитие малых территорий, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержка детского хоккея и шахмат. Каждая из них имела свою специфику и позволила отработать и описать ряд эффективных моделей и технологий, которыми мы пользуемся сами и с радостью делимся с другими. Например, сейчас в пяти регионах России успешно внедряется модель конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» в партнерстве с регионами.

А как фонд подходит к созданию того или иного конкурса?
Мария Морозова: Особенность нашего фонда – эволюционное развитие и осознанный подход ко всему, что мы делаем. Поэтому, начиная новые программы и проекты, мы всегда проводим большую предварительную работу: общаемся с целевыми группами и экспертами, заказываем исследования.
Сложные темы сначала пилотируем на ограниченной территории и с относительно небольшими ресурсами. Для нас это своего рода «лаборатория», которая позволяет проверить, как все будет работать, найти подводные камни, подготовиться к масштабированию.
Изменился ли подход к конкурсам с новой стратегией фонда?
Галина Лапонова: В новой стратегии два направления – «Забота в ближайшем окружении» и «Развитие детей и подростков». Стратегия рассчитана на десять лет, и на каждом конкурсном витке мы анализируем полученный опыт, знания и, конечно, данные от наших грантополучателей. У нас работают аналитики, помогающие выбирать путь к достижению целей, которые мы наметили. Таким образом конкретные действия по реализации стратегии становятся все более точными и эффективными.
Конечно, мы все так же в зависимости от конкурса и его задач проводим исследования и консультируемся и с нашими грантополучателями прошлых лет, и с широкой общественностью, и с экспертами, и с операторами на территории.

Как фонд строит работу с грантополучателями после реализации выигравших инициатив, вы остаетесь на связи?
Галина Лапонова: У нас много поводов и способов для общения. Например, в прошлом году мы начали создавать сообщество «Люди дела». Мы объединили победителей конкурсов фонда прошлых лет – лидеров социальных проектов, которые продолжают активно реализовывать инициативы, направленные на решение проблем на малых территориях. У нас и наших грантополучателей все время появляются новые идеи по развитию территории, и нам интересно развиваться вместе.
Сначала мы взаимодействовали через операторов конкурса, но теперь все содержательные моменты стараемся решать напрямую с грантополучателями. Нам важно знать, когда мы конструируем конкурс тут, как наши идеи работают там – на местах.
Бывает, на конкурсы приходит скромная заявка, а реализация оказывается интереснее и масштабнее. И наоборот: получаешь интересную заявку, а на территории оказывается, что на бумаге проект выглядит лучше, чем на земле. И тогда через программу сопровождения мы помогаем проекту стать устойчивее.
Как вы относитесь к грантовым конкурсам как мере поддержки?
Галина Лапонова: Думаю, Фонд Тимченко будет проводить грантовые конкурсы всегда. Это наиболее действенный способ получить информацию и доступ к мотивированным, инициативным людям в регионах. Поэтому он остается главным стратегическим инструментом для достижения социальных результатов.
При этом конкурсный механизм может быть настроен очень по-разному, в зависимости от целей. Сейчас мы видим большой запрос сектора на конкурс в поддержку сильных инфраструктурных некоммерческих организаций, готовых создавать партнерские сети на малых территориях. Уже 3 апреля мы начинаем такой конкурс, он называется «Время действовать». Одна из целей – передача опыта и внедрение эффективных практик сильными НКО, имеющими опыт работы с нами, их коллегам в малых городах и селах.
Мария Морозова: Хочу также подчеркнуть, что конкурсы – не единственный формат работы фонда. Мы много вкладываемся в поддержку ведущих экспертных организаций, работающих с нашими целевыми группами, обучение профильных специалистов, коммуникации с обществом. Например, фонд сделал очень много для появления в России гериатрии и подготовки врачей-гериатров, становления системы долговременного ухода, развития детского спорта и тренеров-общественников, совершенствования системы профилактики детского неблагополучия.
А такие наши методические разработки, как «Стандарт доказательности практик в сфере детства» и «Индекс детского благополучия» были высоко оценены экспертами и получили широкое практическое внедрение. Мы также гордимся успешными мероприятиями, исследованиями, книгами и фильмами, которые позволяют фонду транслировать свои опыт, ценности и идеи.
Важно отметить, что, несмотря на «стратегичность», фонд всегда готов оказать помощь «здесь и сейчас», особенно в трудные времена. Это отражает гуманитарные ценности наших учредителей. Так было в пандемию, когда на поддержку профильных организаций, поддерживающих наиболее уязвимые целевые группы, был дополнительно выделен почти миллиард рублей. Во время наводнений и других ЧП в регионах фонд оказывал экстренные меры поддержки пострадавшим.
Сейчас, например, в сельской местности сохраняется проблема с отоплением: особенно уязвимы оказываются одинокие пожилые люди, которые не могут заготовить или купить дрова. Фонд помогает и с этим.
А как бы вы описали обобщенный портрет благополучателя фонда? Или это невозможно сделать?
Мария Морозова: Когда мы готовились к десятилетию Фонда Тимченко, то задумались о том, как рассказать обществу о своей работе самым понятным образом. Так появился документальный кинопроект «Люди дела» – про наших благополучателей, тех, кто меняет жизнь на своих территориях, и ради поддержки которых был создан фонд. Недавно вышел второй выпуск фильма, готовимся к третьему.
Но поскольку формат интервью не предполагает просмотра фильмов, опишу так. Наш благополучатель – неравнодушный человек, готовый брать на себя ответственность за изменения к лучшему, который ощущает себя частью сообщества и объединяет вокруг себя единомышленников. Это человек, готовый учиться и помогать другим, развиваться, признавать свои ошибки, исправлять их и двигаться дальше.


Как в фонде анализируют и оценивают эффективность поддержанных проектов, опять-таки с учетом того, что их много и они разбросаны по всей территории России?
Мария Морозова: Главной целью для фонда и его учредителей всегда были изменения в жизни конкретных людей. И с самого первого проекта мы задавали себе и партнерам вопрос: какая у фонда стратегия позитивного выхода из него? Ведь эти изменения не должны остановиться, когда наша поддержка закончится.
Система мониторинга и оценки фонда создавалась еще под первую нашу стратегию. В ее основу была положена так называемая теория изменений, адаптированная под российские реалии, с учетом опыта фонда и его партнеров.
Сегодня в системе 136 стратегических показателей, которые распределены по трем уровням. На верхнем, самом главном для нас – социальные изменения в жизни людей и сообществ, которые можно оценить в долгосрочной перспективе. На втором – среднесрочном – результаты, которых добиваются благополучатели, используя нашу поддержку. И на нижнем, самом ближнем уровне – непосредственные результаты прямых усилий фонда, то есть то, что мы видим в отчетах о расходовании средств. Все элементы трех уровней связаны между собой причинно-следственной логикой. У каждого показателя есть описание и набор критериев. И, конечно, мы выделяем для себя набор ключевых показателей, которые говорят о наиболее приоритетных результатах.
Польза такой системы для нас очевидна. Например, конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» мы проводили в течение девяти лет, так что смогли увидеть долгосрочные результаты. Мы отмечали, как на территориях появлялись новые рабочие места, туда возвращалась молодежь, развивался туризм. Сейчас уже без нашей поддержки там реализуются новые местные инициативы, появляются устойчивые партнерства.
Один из впечатляющих результатов этого проекта – ресурсы, самостоятельно привлеченные нашими благополучателями. Фонд выделил 270 миллионов рублей на более чем 500 конкурсных проектов. А грантополучатели своими силами привлекли 223 миллиона рублей софинансирования, почти столько же! Напомню, что речь идет о небольших территориях, сельской местности и малых городах.
Кроме оценки, мы ездим на мониторинги, получаем аналитику наших операторов, сопоставляем и верифицируем данные. Это позволяет видеть результат достаточно объемно. Мы также следим за результатами деятельности благополучателей после завершения поддержки, чтобы оценить устойчивость результатов.
Галина Лапонова: Сегодня мы уточнили систему мониторинга и оценки для новой стратегии. Система состоит из качественных и количественных показателей. Раньше мы в основном смотрели на качество через количественные показатели, а сейчас разрабатываем к каждому проекту методологию, в которой прописываем под показатели индикаторы – доказательную базу. Например, в ходе конкурса «Среда возможностей» на территории появились три наставника. Это результат. Но как эти наставники работают с детьми? Действительно ли они делают то, что ожидается от деятельности наставника? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны качественные показатели.
В юбилейный год Фонд Тимченко планирует провести премию «Человек дела». Расскажите, как возникла такая идея, кто сможет на нее номинироваться и что это будет такое?
Галина Лапонова: Как я уже рассказывала, в прошлом году мы создали сообщество «Люди дела», провели две стратегические сессии с грантополучателями разных лет: небольшую в Новосибирске и более масштабную в Москве, где предложили им подумать, какую еще поддержку они хотели бы получить. Идей получилось больше двадцати, какие-то они оставили для реализации внутри сообщества, а какие-то подхватили мы. Одна из них – премия «Человек дела».
Это премия для грантополучателей прошлых лет – всех, кто с нами прошел этот путь. Причем подать заявку могут и сами грантополучатели, и те, кто считает, что какой-то участник сообщества достоен премии. Мы задумали шесть номинаций, и будет 20 победителей. Например, номинацию для людей, которые заботятся о ближнем окружении, и номинацию для авторов проектов на разных территориях, которые работают вместе. А еще будет приз зрительских симпатий. Победители получат денежные премии, общий призовой фонд 3,9 миллиона рублей.

Нам кажется, это интересный замысел, чтобы показать, что мы сделали вместе за 15 лет и сколько у нас неравнодушных людей. Это позволит вспомнить все, что было, и построить мостик к будущим проектам. Премию «Человек дела» фонд анонсировал 26 февраля, мы ждем в нее и в сообщество победителей конкурсов Фонда Тимченко разных лет.
Сколько же всего конкурсов проведет Фонд Тимченко в этом году?
Галина Лапонова: Проведем шесть конкурсов и премию. Открыли конкурсный цикл, как мы уже написали, с премии «Человек дела».
- Далее стартует новый конкурс «Время действовать», потом «Среда возможностей» – конкурс проектов в интересах детей;
- «Новые искатели» – уникальный конкурс для подростковых команд;
- «Добрый спорт» развивает дворовые детские виды спорта;
- конкурсы «Сила внимания» и «Туда, где семья» работают на создание системы комплексной заботы и профессиональной поддержки пожилых и семей с детьми в ТЖС.
Общий пул грантовой поддержки в 2025 году составит 509 миллионов рублей
Уже несколько лет в секторе не утихают разговоры о цифровизации. Знаю, что фонд проводит конкурсы на цифровых платформах, а участники конкурса «Новые искатели» в 2024 году подавали заявки через специальный чат-бот. Как в фонде принимают решения о внедрении тех или иных цифровых технологий и не вызывает ли это сложностей в работе с благополучателями в регионах?
Галина Лапонова: С одной стороны, цифровизация касается наших внутренних процессов. Это помогает в управлении: например, в прошлом году вместе с учредителями мы приняли решение создать систему дашбордов. Это помогает видеть цифры, понимать их, управлять ими и на основе этих данных принимать управленческие решения.
С другой стороны, цифровизация проявляется в наших взаимоотношениях с грантополучателями. Не секрет, что практически все грантовые конкурсы проходят на цифровых платформах. Но мы всегда проводим стартовые вебинары, чтобы научить потенциальных участников, как пользоваться платформой и заполнить заявку.
Что касается цифровизации в целом, то фонд обращает внимание на то, что используется как в некоммерческом, так и в коммерческом секторе. Как применяют искусственный интеллект, например, или чат-боты. В прошлом году мы провели конкурс «Новые искатели» на основе чат-бота, потому что это понятный инструмент для участников-подростков. Недавно педагоги и наставники поблагодарили нас за это: сказали, что подростки чувствовали себя, как рыбы в воде.
Поэтому, с одной стороны, мы стараемся развивать нашего благополучателя, а с другой – сами идем за ним, потому что для нас важно, чтобы и мы понимали и нас понимали участники наших конкурсов, чтобы на выходе получались хорошие заявки. Вот совсем недавно сделали видео об основных терминах, которые мы используем, чтобы повысить качество заявок и качество проектов.