Гайд о сиротстве составлен по следам занятий практикума для молодых журналистов «Как писать о…». Практикум — совместный проект Агентства социальной информации и Лаборатории социальной журналистики.
Одно из занятий практикума было посвящено теме сиротства. О том, что можно рассказывать о детях, оставшихся без попечения родителей, рассуждали Екатерина Ульянова, редактор фонда «Арифметика добра», и Лидия Тихонович, редактор Агентства социальной информации.
Разберитесь в теме
Может показаться, что тема сиротства проста и понятна, но все-таки в ней есть подводные камни. Сейчас в учреждениях России живут более 50 тысяч детей-сирот и детей без статуса, рассказывает Екатерина Ульянова.
Последнее — не всем знакомый термин: ребенок может быть без статуса, когда его семья сталкивается с кризисом и временно не может заниматься его воспитанием. Кризисом могут быть потеря работы, зависимость, заболевание, которое нужно лечить. На время кризиса ребенка по заявлению родителя отправляют в приют, но там он находится в «подвешенном» состоянии, когда его не могут забрать в приемную семью. Это может длиться годами. Еще это явление называют социальным сиротством.
Профильные НКО, в том числе фонд «Арифметика добра», работают для того, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье: не попадал в детский дом, а если попал, то обрел семью или наставника. А еще — получал поддержку в адаптации ко взрослой жизни, обучался бытовым навыкам и занимался учебой.
Сегодняшняя тенденция темы — детские дома в России становятся «подростковыми». 80% всех детей там — подростки старше 10 лет. Это сложность, потому что не каждая семья готова усыновить подростка. То же касается сиблингов — братьев и сестер.
Еще одна проблема — повторное попадание ребенка в детский дом, когда приемная семья не справляется с воспитанием и возвращает его.
К тому же дети-сироты могут быть слабо адаптированы к быту и взрослой жизни, потому что живут в закрытой системе. Например, они могут не понимать, что в чай нужно класть сахар, потому что в столовой учреждения его всегда подают сладким. То же самое с покупками продуктов, готовкой, оплатой счетов, объясняет Екатерина Ульянова. У детей-сирот могут быть проблемы с обучением, в частности из-за сниженной мотивации. Но все это не означает, что все дети-сироты одинаковые.
В теме сиротства сохраняются определенные стереотипы. Среди основных:
- Детям в детских домах нужны подарки, сладости и гаджеты, ведь у них ничего нет. На самом деле все основные вещи у детей есть, а безмерное количество сладостей, которые привозят по праздникам, пользы не приносит. Другие подарки от чужого человека, как правило, не ценятся и только способствуют появлению иждивенческой позиции. Лучше всего дарить детям навыки и умения, которые они смогут использовать в будущем.
- Приемные родители не могут воспитывать детей так же хорошо, как кровные. Приемные родители проходят обучение в ШПР (Школе приемных родителей), а фонды подбирают семью для ребенка с учетом всех его потребностей. Психологи «Арифметики добра», например, проводят СПО (социально-психологическое обследование) для кандидатов в приемные родители и остаются с семьей после усыновления — сопровождают в период адаптации ребенка и во время кризисов.
- В детском доме ребенку будет лучше, чем в кровной кризисной семье. Лучше всего прибегнуть к помощи временных замещающих семей, чтобы кровная семья вышла из кризиса и продолжила воспитывать ребенка.
- Все подростки-сироты — проблемные и трудные. Все подростки разные.
Используйте корректную лексику
Журналистам важно разобраться и в юридических аспектах темы сиротства, но иногда юридически корректной лексикой можно поступиться, чтобы читатели поняли, о чем идет речь. Например, читателю гораздо понятнее слова «детский дом», хотя сейчас в России детских домов официально не существует. Вместо них есть центры содействия семейному устройству, центры семейного устройства, социально-реабилитационные центры для детей и учреждения под другими названиями.
Но в теме есть и некорректные выражения и слова, которых лучше избегать. Екатерина Ульянова советует не использовать в материалах слова:
- отказник;
- детдомовец;
- уменьшительно-ласкательные формы слова «сирота»;
- беспризорник;
- брошенные дети;
- проблемные дети или трудные подростки.
В последнем случае речь идет об обобщениях, когда журналист говорит о том, что все дети-сироты по определению трудные. Но рассказывать о трудностях и проблемах, которые есть у конкретного ребенка, можно, главное — не обобщать.

Уменьшительно-ласкательные формы же намекают на определенное снисхождение и могут действовать как манипуляция. Если задача текста — рассказать о том, что есть важная и серьезная проблема, так лучше не писать. Вместо этого можно использовать выражения «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети без статуса», «приемные дети», «выпускники детских домов».
Не забывайте про согласия и вред
В теме сиротства может возникать тема инвалидности и различных заболеваний. Тут важно писать не «инвалид», а «человек с инвалидностью» — сначала человек, потом особенность его здоровья, подчеркивает Екатерина Ульянова.
Особенности здоровья относятся к персональным данным человека, так что на публикацию таких сведений нужно согласие. В случае с детьми-сиротами чаще всего согласие дает их опекун — то есть руководитель учреждения, в котором они живут. Проще и быстрее всего получить такое согласие через профильные НКО: они часто взаимодействуют с руководством учреждений, поясняет Екатерина Ульянова, и знают, где легче пойдут на контакт.
В своей практике фонд «Арифметика добра» просит журналистов показывать материалы перед публикацией. По словам Екатерины, это нужно, чтобы избежать неточностей — не все могут (и должны) знать все нюансы темы. А если для материала предполагается общение с подопечными детьми, то согласовать просят и вопросы.
Это помогает сразу обозначить, какие темы могут быть для интервьюируемого особенно чувствительными и болезненными. В теме важно не навредить ни сейчас, ни в будущем, когда ребенок вырастет и станет самостоятельным, а интернет будет помнить всё.

Лидия Тихонович поддерживает: в теме важно руководствоваться принципом «не навреди».
О сиротстве необязательно рассказывать мрачные истории: всегда есть возможность найти что-то светлое и жизнеутверждающее. А в историях о трудностях можно делать акцент на том, что у всего есть решение и этому можно помочь.
Фото: Victoria Nazaruk / Unsplash
Зачем нужны тексты о сиротстве
Дети и приемные семьи нередко встречаются с большим количеством предубеждений. Но материалы, где тема сиротства раскрывается без обобщений и стигматизации, могут поддержать этих людей, а еще помочь большему количеству семей подготовиться к приемному родительству.
Такие тексты, даже не фандрайзинговые, помогают формировать культуру благотворительности: чем больше люди слышат про тот или иной благотворительный фонд, тем больше людей потенциально смогут стать сторонниками, как-то помочь, сделать пожертвование или подумать о том, чтобы стать наставником для детей-сирот.
Практикум для молодых журналистов «Как писать о…» проводится в рамках проекта «Проводники социальных изменений», который реализуется АСИ при поддержке Фонда президентских грантов.