Новости
Новости
27.06.2025
26.06.2025
25.06.2025
18+
Статьи

Создать пространство, комфортное для всех: памятка универсального дизайна

Как сделать музеи действительно инклюзивными? Практические шаги, типичные ошибки и реальные кейсы по следам конференции Центра толерантности.

Фото предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности. Фото: Дима Жаров / Центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности завершилась международная конференция «Пространство трансформации: музеи для ментального и эмоционального благополучия».

Один из экспертов мероприятия — Полина Богорад, представитель РОО помощи детям и подросткам с РАС «Контакт» и Федерального ресурсного центра МГППУ. Она объяснила, как создавать музейные пространства, удобные для всех: с учетом физических, когнитивных и эмоциональных потребностей посетителей.

Каким должно быть такое пространство

Для начала стоит понять, что универсального решения, подходящего всем, не существует, считает Полина. Единственная универсальная стратегия заключается в ясном языке — языке не только для людей с инвалидностью, но для всех, в том числе для пожилых людей, иностранцев, граждан, говорящих на русском не как на родном. И то — совсем универсальных текстов быть не может.

Тем не менее сегодня происходит переход к инклюзивному обществу. А для инклюзивного общества нужно не только включение людей с особенностями, а реорганизация собственного сознания. 

Инклюзия в музее также должна учитывать права всех участников процесса, в том числе сотрудников, которые работают смотрителями в зале, экскурсоводов, охранников. 

Вопрос — ответ

Что такое универсальный дизайн в контексте музея, в чем отличие от простой адаптации пространства?

Самое главное — это триада: среда, методы и материалы. Универсальный дизайн должен включать изменение с точки зрения средовой доступности — не только мобильной и сенсорной, но и когнитивной, эмоциональной и мотивационной. 

Примеры успешной реализации универсального дизайна в российских музеях — что уже работает?

Например, Добрый музей в Третьяковской галерее. Он строился изначально с учетом всех принципов универсального образовательного дизайна. 

В Царицыно тоже есть применимые стратегии универсального дизайна.

Какие есть типичные ошибки при внедрении универсального дизайна?

Основная ошибка — попытка сделать все, что пришло в голову. А еще — неглубокая оценка, нехватка проактивной работы на стадии планирования. Низкий уровень информирования о нововведениях. Отсутствие соблюдения принципа «Ничего для нас без нас». 

Как оценить эффективность универсального дизайна — есть ли метрики?

Каждый музей для себя сам выбирает. Частота спроса и использования стратегии, опросы, анкетирование участников. В общем, метрикой может быть что угодно.

Обучение персонала: сколько времени нужно и какие компетенции развивать?

Учить надо всех. Самый широкий круг — это сотрудники музея. Для них должен быть короткий курс обучения (12 академических часов) с общим информированием о миссии организации инклюзивного общества, с особенностями коммуникации: что следует делать, чего не следует делать и так далее.

Более глубокое погружение нужно образовательному отделу музея, людям, которые отвечают за разработку экскурсий, методистам. На переквалификацию должно уйти 500 часов и более. 

Пример: Музей транспорта Москвы

Вера Шевель, исполнительный продюсер постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы, рассказала о том, как в новом проектируемом музее (в Государственном музее Константина и Виктора Мельниковых) применяли принципы инклюзии и универсального дизайна.

Пространство гаража Константина Мельникова реставрируется для современного музея. В музее объединят постоянную экспозицию, места для выставок, конференций и других мероприятий, библиотеку, читальный зал, автолабораторию, кафе и магазины. 

Музей транспорта Москвы подчеркивает важность доступности городского транспорта и социальной мобильности. Поэтому и в экспозиции музея уделяет особое внимание людям с инвалидностью и особыми потребностями.

«При проектировании постоянной экспозиции мы выделили четыре направления адаптации: мобильность, визуальный и невизуальный доступ, звуковой и незвуковой доступ. Особое внимание уделялось комфорту и безопасности людей с ментальными и когнитивными особенностями. Инклюзивные решения помогают преодолевать физические, социальные и эмоциональные барьеры, снижая изоляцию, повышая самооценку и самостоятельность. Мы адаптировали экспозицию, например — обустроили ретроавтобусы с узкими дверями и высокими ступенями так, чтобы рассмотреть изнутри их мог каждый», — рассказала Вера. 

В музее также ведется большая работа по обеспечению доступа к визуальным экспонатам для незрячих. Так, создано 77 тактильных макетов, охватывающих 10 тысяч квадратных метров и рассказывающих историю московского городского транспорта. 

Чтобы посетители могли по-разному воспринимать экспозиции, будут использовать тихие и специальные аудиорежимы. Видеоматериалы сопроводят субтитрами, а медиагиды переведут на русский жестовый язык. Открытие музея планируют в конце 2025 года.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо