Гайд, как писать о помощи людям с психическими расстройствами, составлен по следам занятий практикума для молодых журналистов «Как писать о…». Практикум — совместный проект Агентства социальной информации и Лаборатории социальной журналистики.
Где слово «нормальный» неуместно и зачем в СМИ истории людей с тем или иным психическим расстройством, рассказывали учредитель АНО «Как ты» Алена Шибаршина и редактор Агентства социальной информации Марина Некрасова.
Не подменяйте понятия
Вокруг темы психического здоровья и психических расстройств сегодня сохраняется очень много мифов. Во многом это происходит потому, что люди не могут дать верные определения и подменяют понятия.
Под психическим здоровьем понимается состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить свой вклад в жизнь общества. Это определение ВОЗ.
Психическое же расстройство — это нарушения в когнитивной сфере, эмоциональной регуляции и поведении, связанные с дистрессом и проблемами в личной, социальной, профессиональной и других сферах жизни. Разновидностей психических расстройств много, а, по данным той же ВОЗ, каждый четвертый человек сталкивается с проблемами с психическим здоровьем.
Проявления психических расстройств чаще всего не выглядят так, как показано в медиа и СМИ, поясняет Алена Шибаршина. Обществу нередко представляется образ маньяка с топором или человека из ПНИ в смирительной рубашке, который не может себя обслужить. На деле же люди могут даже не подозревать, что рядом с ними живет человек с психическим расстройством.

А могут и никогда не узнать, потому что стигматизация психических расстройств приводит к тому, что люди боятся говорить об этом и обращаться за помощью.
На отказ от помощи, которая нужна, влияет и риск столкнуться с обесцениванием, недоверием и страхом.
Фото: freepik
Будьте аккуратны с лексикой
Страх возникает, когда психические расстройства постоянно связывают с криминальной хроникой или особыми проявлениями болезни. Например, когда пишут, что убийство совершил «сумасшедший» или когда оценивают заболевание по одному известному человеку или персонажу.
Алена Шибаршина предостерегает и от некорректной лексики. Так, биполярное расстройство в СМИ и медиа часто называют маниакально-депрессивным психозом или просто психозом. Это устаревшее название, которое уже не используется. Еще один пример — биполярное расстройство личности, тоже ошибочный, потому что БР не относится к расстройствам личности. Чтобы не совершать таких ошибок, журналисту следует изучить тему «дальше первой ссылки в поисковике» или спросить экспертов.
Еще одна проблема в материалах о психических расстройствах — инвалидизирующая лексика, когда человека приравнивают к его заболеванию: «шизофреник», «РППшница», «анорексичка». Следует помнить, что диагноз человека не равен его личности, и важно ставить человека на первое место: человек с шизофренией, расстройством пищевого поведения или анорексией.
Марина Некрасова отмечает, что некоторые слова по теме — «псих», «сумасшедший», «ненормальный» — в целом считаются оскорблением. Другие имеют слишком негативную коннотацию — «страдает шизофренией, биполярным расстройством, расстройством пищевого поведения», что только поддерживает стереотип, будто люди с психическими расстройствами постоянно чувствуют себя плохо и не могут жить как все. Но у журналиста не должно быть цели запугать читателя или вызвать жалость.
Еще одно некорректное слово в теме — слово «нормальный», когда используется в противовес психическому расстройству.
«Не стоит говорить “один человек живет с генерализованным тревожным расстройством, а другой нормальный“. Всегда можно сказать “а второй без психического расстройства“. Или обыграть, например, “у Маши диагностировали шизофрению, а Максим, ее муж, учится принимать диагноз своей жены“», — говорит Марина Некрасова.
Как общаться с героем и спикерами
Журналисты пишут материалы не только для людей, но и про людей. И чтобы история о человеке получилась живой, с ним нужно выстроить доверительные отношения. В теме психических расстройств журналисту очень важно не играть в психолога. Так что, по словам Марины Некрасовой, в первую очередь важно не заставлять человека заново переживать болезненные воспоминания или травмирующий опыт.
Как еще можно поступить
Самое важное — не делать акцент на диагнозе человека. Даже если цель материала — показать, как живут люди с тем или иным расстройством, нужно помнить, что, помимо заболевания, у человека есть своя жизнь.
Общайтесь уважительно и на равных. Это значит, не смотрите свысока, но и не пытайтесь доказать, что понимаете героя, если вы не были в похожей ситуации.
Не пытайтесь насильно вытащить историю из героя, если ему не хочется об этом говорить. Если без этой информации ваш текст не клеится, можно попробовать дать герою мотивацию — например, объяснить, что цель вашего материала в том, чтобы люди стали меньше стигматизировать психические расстройства или чтобы люди чаще обращались за помощью к специалистам. Если в редакции это принято, предложите анонимность.

Обязательно изучите особенности расстройства перед разговором, чтобы не спросить чего-то некорректного.
В поисках героев можно обратиться в некоммерческие организации. Центр «Как ты», в частности, может познакомить журналистов с людьми, готовыми поговорить, или дать экспертный комментарий по теме психических расстройств.
Однако после весь текст или только часть, касающуюся организации, лучше отдать на согласование. По словам Алены Шибаршиной, так можно успеть исправить неточности до публикации. Потому что неточности могут негативно влиять как на общественное мнение по теме, так и на репутацию организации.
Что писать про психические расстройства и зачем это нужно
Одна из задач журналистики — просвещать, так что в теме психических расстройств не перестанут быть актуальными просветительские и объясняющие тексты. Например, о том, как общаться с людьми с психическими расстройствами или что такое посттравматический синдром и кто может с ним помочь. При подготовке таких текстов очень важно найти квалифицированного эксперта, для этого всегда нужно проверять его образование и опыт, а не полагаться на то, что написано в шапке профиля.
Другой вариант — личные истории людей, которых затронуло психическое расстройство. Так, например, Агентство социальной информации рассказывало о Дарье Лисовой, которая живет с биполярным расстройством и ведет группы равной поддержки в Центре «Как ты».
Иногда может показаться, что тема психических расстройств слишком узкая и подобрать к ней инфоповод сложно. Но на самом деле сегодня нас окружают ежедневные тревожные события, которые могут быть поводом поговорить о том, как важно беречь психическое здоровье или как с таким справляются те, кому уже диагностировано расстройство. Даже наступление осени — уже возможный инфоповод для материалов на эту тему.
Медиа и СМИ продолжают формировать в обществе мнение по отношению к той или иной проблеме, поэтому, замечает Алена Шибаршина, чем чаще вокруг человека будут говорить о принятии психических расстройств, тем более понимающим он станет со временем.
Практикум для молодых журналистов «Как писать о…» проводится в рамках проекта «Проводники социальных изменений», который реализуется АСИ при поддержке Фонда президентских грантов.