Гайд, как писать о бездомности, составлен по следам занятий практикума для молодых журналистов «Как писать о…». Практикум — совместный проект Агентства социальной информации и Лаборатории социальной журналистики.
Можно ли в СМИ говорить «бомж» и где в бездомности место любви, рассказывали Нина Абросимова, PR-менеджер благотворительной организации «Ночлежка», и Марина Некрасова, редактор Агентства социальной информации.
Разберитесь в проблеме
В России, согласно исследованию, сделанному для «Ночлежки» компанией Validata, более двух миллионов бездомных людей. Но бездомные — это не только люди, которые стереотипно спят на лавочке или просят милостыню у вокзала.
Под бездомностью понимается состояние, когда у человека нет постоянного доступа в безопасное жилье. Даже если человек месяц вынужденно жил не дома не в путешествии или не по работе, уже можно говорить, что у него есть опыт бездомности, просто не уличной.
Типичный клиент, который приходит в «Ночлежку» за помощью, — это мужчина 35–40 лет с проблемами со здоровьем. Каждый десятый — выпускник детского дома. А вот уровень образования, например, обычно не отличается от среднего среди всех людей в стране.
Тема бездомности многогранна, люди оказываются на улице по самым разным причинам, поэтому журналисту стоит придерживаться в текстах золотой середины, говорит Марина Некрасова. В некоторых СМИ все еще можно встретить статьи о бездомности, похожие на горьковское «На дне». В них используют слово «бомж», описывают человека как брошенного, побитого и несчастного. Но все-таки любых ужасающих формулировок стоит избегать.

По словам Некрасовой, неправильная и слишком эмоциональная подача только усиливает стигматизацию, создает ложные образы у читателя и усложняет систему помощи бездомным людям.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Не делите людей на хороших и плохих
Работа со СМИ помогает НКО бороться со стереотипами, которыми окружена их тема. По словам Абросимовой, все годы работы «Ночлежка» старается сделать бездомных людей видимыми для других, показать их вне общепринятых стереотипов.
В этом во многом помогает язык, которым говорится о проблеме. Марина Некрасова отмечает: вместо слова «бомж» лучше использовать «бездомный человек» либо «человек с опытом бездомности». Есть распространенное мнение, что на улице живут люди с алкогольной или наркотической зависимостями, но называть их «алкоголиками и наркоманами» будет некорректно. Эти слова стилистически окрашены и считаются ярлыком, а журналисту, независимо от того, какие эмоции он сам испытывает, нужно оставаться нейтральным.
Еще одно слово со слишком эмоциональной окраской — «беспомощный». Его лучше заменить на «человек, который оказался в кризисной ситуации», «человек в беде» или «человек, который нуждается в помощи», потому что в любой ситуации человек остается человеком. У него есть чувство собственного достоинства, и журналист не может смотреть на него свысока или воспринимать, как кого-то, у кого нет прав или возможностей.
В теме также встречаются выражения со словом «асоциальный»: «асоциальный элемент», «асоциальная личность». По словам Марины, это звучит довольно грубо и всегда может замениться на «человек, испытывающий трудности в общении» или «человек с нарушением социальных навыков».
Все люди очень разные, отмечает Марина Некрасова, и нет никакого повода делить их только на хороших и на плохих. Среди бездомных людей есть те, кто очень старается выбраться. А есть те, кто не хочет и просто пользуется услугами благотворительных организаций. Но никого из них нельзя назвать однозначно хорошим или плохим.
«Задача журналиста — попробовать разобраться в причинах, почему конкретно этот человек оказался там, где оказался, не может вернуться домой и что может ему помочь. Вообще история конкретного человека — повод поговорить о системных проблемах», — говорит Марина.
Как раскрыть героя и общаться с НКО
Нина советует журналистам изучать информацию на сайте организации прежде, чем приходить с запросом. Обращаться лучше к пиарщику, а не к директору или другим сотрудникам НКО, потому что они, как правило, все равно вернут обращение в пиар-службу.
К пиарщику лучше обращаться с персонализированным питчем: конкретной темой и конкретной просьбой, считает Нина Абросимова. Перед этим журналисту стоит изучить новости и проекты организации, точно узнать, что там занимаются интересующей темой, и четко сформулировать, что ему нужно.
По части журналистской этики следует не пытаться представиться кем-то другим (однажды в «Ночлежку» пришли журналисты, попытавшись представиться клиентами, — так не нужно делать), сдерживать обещания об анонимности и не настаивать, если что-то организация не может предоставить.
Иногда, если НКО переживает за своего подопечного — особенно из уязвимых категорий, — стоит показать примерный список вопросов и тем, на которые автор хочет поговорить. И если уж НКО просит о чем-то конкретном не спрашивать, чтобы не травмировать героя повторно, лучше к этому прислушаться.



Во время общения с бездомным человеком нужно помнить о собственной безопасности, напоминает Марина Некрасова: лучше не пытаться проинтервьюировать первого попавшегося на улице человека, а обратиться к некоммерческой организации за помощью. Героя также не нужно звать домой, лучше всего поговорить где-то на территории организации.
Во время разговора журналист не должен осуждать человека, говорит Марина. Ваши вопросы должны помочь человеку раскрыться, а не вгонять в дискомфорт или неловкое положение.
То есть не нужно спрашивать «а как же ты докатился до такой жизни». Вместо этого можно узнать о жизни человека до, спросить, что он знал о бездомности до этого. Чаще всего люди отвечают, что никогда бы не подумали, что их это коснется, а это очень показательный момент, чтобы донести до читателя мысль, что бездомным может стать каждый.
Что писать о бездомности
Во-первых, журналист может работать со стереотипами вокруг темы. Марина Некрасова перечисляет одни из самых распространенных — бездомному человеку нельзя помочь, он сам виноват, все они — люди с зависимостями. Но есть и неочевидные — например, что бездомность это только про сон на автобусных остановках.
Для освещения темы бездомности можно брать разные жанры. От интервью с сотрудником помогающей организации или истории их подопечного до репортажа о проектах помощи. Например, можно посмотреть, как людям раздают еду или одежду. Ранее в Агентстве социальной информации выходил репортаж из стоматологического кабинета для бездомных людей.
Помимо разговора о проблеме и путях ее решения, в теме можно искать необычные ракурсы. Нина Абросимова вспоминает как пример тексты о том, какие книги читают бездомные люди или как бездомные люди заводят питомцев. А в АСИ ко Дню всех влюбленных, вспоминает Марина, выходил текст о том, как пара познакомилась во время волонтерства в «Ночлежке», а потом там же сыграла свадьбу.
«Часто, когда мы говорим про социалку, наше зрение становится туннельным: мы видим только проблему и что ее надо как-то решать. Но на самом деле в социалке есть и любовь, и радость, и какие-то неожиданные события», — заключает Марина Некрасова.
Практикум для молодых журналистов «Как писать о…» проводится в рамках проекта «Проводники социальных изменений», который реализуется АСИ при поддержке Фонда президентских грантов.



