Новости
Новости
07.11.2025
06.11.2025
05.11.2025
18+
Интервью

«Отказ от одноразовой трубочки не спасет планету от экологического кризиса, но включит экологическое мышление»

Экотренер Роман Саблин рассказал АСИ о том, как безболезненно начать вести зеленый образ жизни.

Фото из личного архива Романа Саблина

Пиарщик Роман Саблин в 30 лет оставил работу в корпорации и увлекся экоактивизмом: отказался от лишних вещей, стал сортировать вторсырье и основал «Эколофт на Пятницкой» — культовое для Москвы 2010-х место, где встречались люди, которых заботило будущее планеты. 

Вскоре Саблин начал проводить эколекции для бизнеса: сначала выступал за еду, со временем экотренерство стало приносить доход. Свой опыт Роман описал в учебнике по экологичной жизни, а потом основал компанию «Зеленый драйвер», которая помогает бизнесу становиться экологичнее. 

В интервью Агентству социальной информации Роман Саблин рассказал, с чего начать путь к зеленому образу жизни, какие экопривычки самые выгодные и сколько человек должно включиться в экоповестку, чтобы мы достигли реальных изменений.

От эковолонтерства к профессиональному экологизму

Как и когда вы стали экотренером?

Я сибиряк, вырос посреди тайги в шахтерском поселке под Новокузнецком. Перебрался в Москву, в 2010 году уже работал руководителем PR-отдела в корпорации «Технониколь». У меня случился кризис среднего возраста, появился запрос на новые смыслы.

На одном мероприятии я познакомился с экоактивистами, среди них была Татьяна Честина (председатель правления Движения ЭКА. — Прим. АСИ). Знакомство с ней и ее командой на меня сильно повлияло.

Фото из личного архива Романа Саблина

Я стал волонтерить, а потом предложил новым друзьям провести годичный эксперимент по экологичному образу жизни в условиях города. Впятером мы сняли большую четырехкомнатную квартиру на Новокузнецкой и запустили проект «Эколофт на Пятницкой». Мы прописали правила, по которым живем: чем моем посуду, как сортируем вторсырье, сберегаем воду, электричество. Мы даже пытались в квартире выращивать салаты и огурцы. Я стал минималистом, резко сократил расходы: вещи брал обычно на свопах или в секонд-хендах, начал спрашивать себя перед каждой покупкой: «А это точно мне надо?»

Еще мы занимались экопросвещением. Через три недели после новоселья, на которое пришло около ста человек, мы запустили Экошколу. В течение года почти каждый четверг к нам приходили экоэксперты и выступали на разные темы: раздельный сбор отходов, международное эковолонтерство, альтернативные источники энергии. В нашу гостиную с проектором набивалось до 50 человек, люди сидели на подоконниках, на полу.

Мы предоставляли площадку разным экопроектам, проводили квартирники, вечеринки. Жили дружно и весело. К нам приезжали люди со всей России, стали приходить журналисты. Получился такой штаб экоактивистской экологической молодежной жизни — тогда в Москве подобных площадок не было.

Когда спустя год проект завершился, мы подсчитали, что поучаствовали в запуске или поддержке 25 экопроектов. Люди, которые у нас познакомились, запустили вегетарианское кафе. Кто-то открыл свою НКО. Кто-то увлекся внедрением зеленого офиса в своей компании.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В Эколофте у меня случился опыт большого расхламления: через год я уезжал из этой квартиры на другой экопроект с одним чемоданом, рюкзаком и велосипедом.

А что было дальше?

Вскоре я задумался, что хорошо бы монетизировать экопросвещение. У меня уже были разные проекты: мы с товарищем делали Школу экоремонта, я организовывал фермерские ужины в московских ресторанах. Я подумал: «Есть бизнес-тренеры, есть фитнес-тренеры. Почему бы мне не стать экотренером?» Напечатал визитки на переработанной бумаге, написал «экотренер» и начал себя так позиционировать. У меня была тысяча подписчиков в ЖЖ, развивался «ВКонтакте», появлялась некая известность. Плюс меня знали как автора идеи «Эколофта на Пятницкой» и редактора сайта Ecowiki.

Меня начали приглашать выступать в Москве и других городах. Первый небольшой гонорар я получил за выступление в офисе компании SPLAT. В других городах первое время выступал за проезд, проживание и еду. Набирался опыта.

Фото из личного архива Романа Саблина

Потом я переехал в Питер, где 11 ноября 2011 года на экоконференции познакомился с девушкой по имени Любовь. Через год мы устроили экосвадьбу на 100 человек и с бюджетом 33 тысячи рублей.

Первые годы мы жили достаточно скромно: экотренерство приносило мало денег. Все больше  людей стали спрашивать, где обо всем этом можно почитать. У меня возникла идея — написать учебник по экологическому образу жизни. В России подобных книг тогда не было. Деньги на издание, 330 тысяч рублей, мы собрали с помощью краудфандинга. От момента, когда я открыл ноутбук и написал первые строки, до получения печатного экземпляра книги «Зеленый драйвер» прошло девять месяцев.

Сама книга много дохода не принесла, но благодаря ей меня начали узнавать и больше приглашать на лекции и экопроекты. А с 2017 года (2017 год был объявлен в России Годом экологии. — Прим. АСИ) меня стали приглашать выступить, организовать просветительский курс, промодерировать сессию на экофоруме почти каждую неделю. 

Все это выросло в компанию «Зеленый драйвер«. Помимо экопросвещения, мы оказываем и консалтинговые услуги по экологизации бизнеса и зеленому маркетингу: ведем проекты от Камчатки до Калининграда, в нашей базе более 350 компаний-клиентов.

Как внедрить в свою жизнь экопривычки и не стать параноиком

Когда вы идете с лекцией в какую-нибудь компанию, вы ставите перед собой задачу обратить людей в экологичный образ жизни?

Все, что я делаю, направлено на то, чтобы заразить людей «зеленым вирусом». Это моя миссия и дело, которое меня вдохновляет и приносит устойчивый доход.

У «Зеленого драйвера» сейчас более 50 тем лекций и вебинаров. Когда к нам приходит запрос, мы предлагаем выбрать: что именно компании интересно? Самая топовая лекция называется «Самые выгодные экопривычки». Часто бывает, что компания внедряет в офисе раздельный сбор вторсырья, а сотрудники не верят в это и саботируют. А мы рассказываем, как это работает, и вдохновляем личным примером.

Среди сотрудников компании всегда есть люди, которые давно практикуют экопривычки, участвуют в экопроектах — и они в этом заинтересованы. Самый эффективный способ экопросвещения — это работа с теплой аудиторией. Не убеждение скептиков, не рассказы широкой аудитории, хотя это тоже важно делать через социальную рекламу и публикации в СМИ.

Но лучше всего работать с теми, у кого уже есть запрос. Наша основная аудитория — это компании, у которых есть стратегия устойчивого развития, ESG-проекты. В компаниях, где мы выступаем, уже внедрены как минимум какие-то базовые экоинициативы: сотрудники участвуют в субботниках, высаживают деревья, собирают крышечки на переработку.

Появляется все больше спецпроектов. Например, скоро мы сделаем онлайн-воркшоп на тему «Как правильно писать и говорить на экологическую тематику»  для редакторов и SMM-менеджеров одной крупной компании. Будем говорить там о базовых вещах: что «эко» пишется слитно, что не надо писать про спасение планеты — нужно говорить конструктивно, а не пугать людей, что каждая цифра должна быть подтверждена ссылкой на исследование.

Но самое главное, чтобы редакторы, которые пишут на эти темы, сами были экологистами: носили с собой шоперы, многоразовые кружки, сортировали отходы, обращали внимание на состав продуктов, которые покупают. Потому что иначе это не работает. Самый эффективный способ экопросвещения — это личный пример.

Вы говорите, что соблюдаете 90 экопривычек — это действительно так или просто красивое число?

В тесте экологиста, который мы разработали, собрано около 120 экопривычек —  мне есть к чему стремиться. Сейчас я набираю 89, потому что, например, пока что наша семья выбрасывает пищевые отходы на свалку. Раньше у нас был дегидратор, который измельчает и высушивает органику и превращает ее в удобрение для грядок. Он сломался, а новый стоит 80 тысяч, поэтому мое количество экопривычек уменьшилось. 

Или четыре года назад мы купили машину. Раз в неделю ездим закупаться в супермаркет, раз в месяц отвозим вторсырье в экоцентр «Сборка». Мы не пользуемся ей каждый день, но тем не менее.

Для меня самая невозможная экопривычка — это всегда выбирать экологичные виды транспорта и отказаться, например, от самолета.

Не нужно фанатизма: здравый смысл никто не отменял. У меня есть договоренность с собой: если дорога занимает не больше 10 часов, я выбираю поезд. За 14 лет, что живу в Питере, я только один раз летал в Москву на самолете. Но я регулярно летаю самолетами по стране, просто потом компенсирую свой углеродный след, например, покупаю сертификат на посадку деревьев. 

Или пластиковые пакеты. У некоторых людей возникает чувство вины, когда они забыли шоппер и на кассе приходится брать пакет. Но я тоже иногда беру пакет! Да, это случается пару раз в год, когда я вдруг вышел на прогулку без рюкзака или шопера и выяснилось, что надо что-то купить, а в руки это не помещается. Тогда я беру пакет, но мы его многократно используем, а когда он приходит в негодность, сдаем в переработку.

Какие экопривычки на самом деле не очень-то и эффективны? 

Многоразовая трубочка. Она хорошо смотрится на фото в соцсетях, но неудобна: ее надо постоянно носить с собой, мыть. Трубочка избыточна: можно просто использовать рот.

В кафе я прошу официантов принести напиток без трубочки. Несколько раз, несмотря на мою просьбу, ее все равно приносили, потому что у них это стандарт. Тогда я стал добавлять, что у меня аллергия на пластик — и трубочку больше не приносят.

Конечно, отказ от одноразовой трубочки не спасет планету от экологического кризиса. Но это микрошаг, который включает экологическое мышление. Моя миссия — включить в 5% населения России и мира «зеленую кнопку», экомышление. Тогда есть шанс, что эта критическая масса экологистов запустит изменения, человечество преодолеет экологический кризис как часть мультикризиса и приблизится к гармоничной жизни без перепотребления и насилия.

Важно, чтобы перед принятием любого решения у человека, помимо вопросов «выгодно — невыгодно», «что обо мне подумают», «успею — не успею», возникал еще один: экологично это или нет?

Когда нам нужно купить что-нибудь в дом, мы сначала смотрим на «Авито». Если не подходит — покупаем новое. Или когда в магазине берем, например,  молоко, смотрим: можно эту упаковку сдать в переработку? Есть на ней знак органической сертификации? Поначалу такое поведение кажется некой паранойей. Некоторые люди на лекциях говорят: «Это дико сложно. Вы нас призываете вообще пересмотреть всю свою жизнь!» В целом — да, это и есть осознанность.

Но для начала важно просто найти свою точку входа в экожизнь — начать с чего-то, что вам близко. Если беспокоит проблема мусора — начните снижать количество мусора в своей жизни, используйте многоразовые альтернативы, сортируйте отходы. Беспокоит состояние здоровья — задумайтесь, чем вы стираете и какой косметикой пользуетесь, переходите на экосредства.

Фото из личного архива Романа Саблина

Постепенно частота включения этой «зеленой кнопки» увеличивается. Но тут важно, чтобы ее не заклинило. У меня был такой период, стадия неофитства, когда я отказывался в гостях есть из посуды, которую помыли обычным моющим средством. Меня трясло, если рядом кто-то не сортировал отходы. Со всех вечеринок я выходил с пакетами вторсырья. Потом стал спокойнее.

Советы экологиста

Назовите топ-3 самых выгодных экопривычек.

Самая выгодная экопривычка — это осознанное потребление, когда вы покупаете только то, что вам точно нужно.

Осознанные потребители — это люди, которые меньше реагируют на рекламу и общественное мнение. Сюда входят разные методы: ходить в магазин сытым, брать с собой ограниченную сумму или ставить лимит по карте. Перед каждой покупкой со скидкой спрашивайте себя: «А купил бы я это без скидки?» В онлайн-шопинге помогает с вечера отложить вещь в корзину и еще раз подумать на свежую голову утром.

Вторая выгодная экопривычка — энергосбережение. У нас с семьей двухкомнатная квартира, мы тратим на электричество в среднем 500 рублей в месяц. У нас светодиодное освещение, энергоэффективные приборы, мы стараемся использовать точечное освещение вместо верхнего.

Но самый большой эффект дает отказ от избыточных электроприборов. У нас нет телевизора, тостера, микроволновки, бутербродницы, кухонного комбайна. Но при этом есть энергосберегающие холодильник, стиральная машина и даже посудомойка: при полной загрузке, при экологичных таблетках она более экологична, чем мойка вручную, потому что расходует меньше воды. И даже робот-пылесос появился. Так что проведите дома энергоаудит, чтобы понять, от чего можете отказаться. 

Третье — отказ от личного автомобиля. За последние годы десяток человек в моем окружении от него отказались и стали пользоваться каршерингом и такси. 

Я не призываю отказаться от машины, особенно если вы живете за городом или у вас есть дети. Но если она нужна раз в неделю? Это вопрос на подумать. Можно посчитать, сколько вы сэкономите денег, если сможете обойтись без личного автомобиля. 

Более экологичный способ передвижения — это общественный транспорт. А самый экологичный — пешком, на велосипеде или самокате. Эти способы я тоже часто использую.

Экоактивизм в России: рост, вызовы, профанации

Как изменилось отношение к экологическим проблемам в России за последние 13 лет — с тех пор, как вы написали книгу? Очевидно, что появилось больше зеленых проектов, в том числе государственных. А что еще вы можете отметить?

Экологических возможностей стало сильно больше. Экосообщество в России растет, развивается. Почти в каждом городе с населением от ста тысяч жителей есть экопроекты, где люди занимаются экопросвещением, проводят экоуроки в школах, тормошат местную власть, чтобы было больше контейнеров для раздельного сбора, организуют свопы и так далее. 

Я очень им благодарен и всегда радуюсь, когда вижу среди них выпускников курсов «Зеленый драйвер», экотретренеров и экоконсультантов. 

Но в России в целом еще много и профанаций, спекуляций. Например, посадок деревьев для галочки, когда посадили и забыли, а на следующий год 90% саженцев погибло, потому что посадили неправильно, не обеспечили агроуход.

Или история с субботниками: огромное количество проводится без раздельного сбора отходов. Хотя бы пластиковые и стеклянные бутылки нужно сдавать в переработку. Или субботники для галочки, когда нарядили 500 студентов в белые футболки, выдали белые перчатки, все красиво пофотографировались, пособирали мусор, и он уехал на полигон. И каждому еще выдали пластиковую бутылочку с водой, которая тоже потом уехала на мусорный полигон. Часто организаторы делают это не со зла — они просто не задумываются.

Есть и конфликтные ситуации: вырубки лесов, загрязнение от промышленных предприятий. Спасибо экопроектам, которые развивают общественный экоконтроль, и блогерам, которые про это активно пишут, например, Жора Каваносян, Анна Лаврова с командой «Экология жизни» и другие. 

В нашем Союзе эковолонтерских организаций мы проводим тренинги для эколидеров, собираем лучшие практики, помогаем участникам — сейчас это 21 экоорганизация. На нашем ежегодном форуме «Экосообщество», который в этом году пройдет в Самаре 29–30 ноября, тоже будем с этим работать.

Еще одна большая проблема — выгорание экоактивистов в России. Окружающие люди по-прежнему их не всегда понимают, действия бизнеса и государства порой вызывают вопросы и огорчения, экологический кризис усиливается.

Но я всегда говорю: «Делай что можешь и будь что будет». Этот девиз помогает заниматься нашим, казалось бы, безнадежным делом. Мы — романтики-реалисты, и мир живет, пока в нем много неравнодушных людей.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо