Заявки в отборе организаций, который проводил Департамент труда и социальной защиты населения, оценивали 36 экспертов — представителей НКО и учреждений социальной сферы. Каждый эксперт изучил не менее шести заявок, каждую заявку читали два эксперта.
Для оценки применялись семь критериев: социальная значимость и актуальность деятельности организации, востребованы ли ее услуги, обоснован ли выбор помещения, опыт в заявленной сфере, эффективность использования помещения, насколько реалистичны результаты, есть ли необходимые ресурсы, информационная открытость. Эксперту нужно было проставить баллы по каждому критерию и написать заключение на заявку.
Качество заявок
Перед участниками отбора стояла задача рассказать о своей работе на три года вперед. Для НКО, привыкших планировать и рассчитывать проекты максимум на год, это был вызов.
Предложенных критериев вполне достаточно, чтобы понять, насколько эффективно организация сможет использовать помещение от города, считают эксперты. «Я совершенно ясно вижу через тексты заявок тех, кто хорошо решает проблемы, и тех, кто посредственно. Хотя парадоксы бывают. Организация — супер, грамотный сайт, высокий уровень прозрачности, отчеты, официальные документы — и при этом неудачная заявка», – говорит Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы».
Один из рецептов хорошей заявки — больше конкретики. Если много общих фраз и мало фактов, у эксперта сразу появляются вопросы. Реальные цифры, позволяющие оценить качество уже проделанной работы, всегда важнее гипотез. «Пишут: «У москвичей повысится психоэмоциональное состояние». У каких москвичей? Как это измерить? Это же надо показывать и доказывать! Это понимают не все заявители. И такие моменты бросаются в глаза», – объясняет Ольга Кирьянова, директор фонда «Дети +».
Несмотря на некоторые ошибки, эксперты отмечают высокое качество отдельных заявок. Возможно, на это повлиял опыт НКО: Юрий Белановский уверен, что заполнять формы для участия в конкурсах грантов бывает сложнее. «Я со всей ответственностью могу сказать, что заявки на денежные конкурсы, на мой взгляд, намного сложнее. Есть те, кто подошли к вопросу очень ответственно, есть те, кто менее. На самом деле очень чувствуется, если организация очень опытная и уже получала грант, что люди пишут заявку со знанием дела», — говорит эксперт.
Личные критерии экспертов
«Главный для меня критерий – ясность текста», – подчеркивает Юрий Белановский. По мнению эксперта, организация в первую очередь должна уметь доступно рассказать о своей деятельности. Если НКО не может привести примеры своей работы или рассказать о последних достижениях, уровень доверия к заявке сразу падает.
«Второй важный критерий – сайт организации: насколько он понятный, насколько живой. Бывает, оформлено красиво, но сайт мертвый. А бывает, сайт как в 90-х, но искренний и живой, понятно, чем люди занимаются и что хотят донести до своей аудитории», – продолжает Белановский. Еще важно понимать, как именно НКО планирует использовать помещение. Если в заявке об этом ни слова — может быть, оно просто не нужно, считает эксперт.
Татьяна Медюх, директор по развитию АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион», большое внимание уделяет отчетности, опубликованной на сайте организации. «[В заявках] не хватает значащей информации, — говорит Медюх. — Какие источники финансирования у организации, сколько денег у нее уходит на административные расходы. Здесь мне как эксперту ценнее информация, которая содержится в уставных и отчетных документах. Важно понимать, есть ли понимание команды проекта, каков волонтерский актив».
А Ольга Кирьянова в первую очередь обращает внимание на то, что именно планирует делать организация в выбранном помещении. От НКО ждут понимания социальной повестки и готовности помогать горожанам, представляя себе, чего городу не хватает. «Важно, чтобы это было нужно, то есть в Москве это недостаточно продвигается. Или если работа в направлении ведется и так, то почему именно этой организации нужна помощь от города? Если это понятно прописано в заявке, я очень радуюсь», — говорит Ольга Кирьянова.
Часто на сайте организации не хватает информации о ее реальном опыте. «В заявке пишут, что много людей получили помощь, а на сайте рубрика с заявками от благополучателей не обновляется. Непонятно, идет работа на самом деле или нет», – отмечает Ольга Кирьянова.
Дорогу молодым?
Хотя опыт организации – один из ключевых критериев, эксперты уверены: шанс пройти отбор есть и у молодых НКО.
«Когда речь идет о молодом фонде, который правильно оценил свои возможности и претендует на относительно небольшое помещение, — они будут конкурентоспособны в этом отборе. Если кто-то из новичков претендует на помещение размером 400 квадратных метров, я бы первый спросил: «Вам зачем это футбольное поле, что вы там делать будете?» – комментирует Юрий Белановский.
Если небольшая организация без заметного опыта занимается темой, которая «провисает» в Москве, на это обязательно обратят внимание, считают эксперты. Но не всякий успешный опыт в столице будет востребован. «Бывает, что молодая организация работала в регионах и начинает деятельность в Москве. Но не всегда востребованность в регионах означает востребованность в столице, потому что тут другая социальная повестка. Есть очень много есть проектов, которые город и так делает для москвичей. Необходимо доказать, почему услуг организации здесь не хватает», — говорит Ольга Кирьянова.
Итоги
С первого раза выбрать из 138 организаций-участников всего 50 НКО и закрепить каждую за конкретным помещением не получилось. Комиссии потребовалось дополнительное время, чтобы выбрать победителей. Объявление итогов перенесли на 29 сентября. Итоги отбора можно узнать на сайте «Москва – добрый город».
Отбор организаций, претендующих на помещение от города, проводится с июля 2020 года. В нем участвуют НКО, которые помогают людям с инвалидностью, семьям в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и другим жителям Москвы.
В ходе отбора распределяются помещения двух типов: 17 мастерских и 33 помещения для оказания социальных услуг.
Мастерские предназначены для занятий с детьми и взрослыми с инвалидностью. Это помещения с простой планировкой и продуманной безбарьерной средой. В помещениях для оказания услуг созданы условия для быстрой трансформации пространства под разные задачи. Здесь можно проводить тренинги, групповые занятия, занятия с детьми, вести индивидуальную работу с благополучателями и организовать офис.
Помещения передаются организациям на срок до трех лет.
Все помещения, которые получат победители отбора, отремонтированы и обустроены необходимой офисной мебелью. Первые 20 помещений передадут НКО в октябре 2020 года, еще 30 — в декабре.
Агентство социальной информации подготовит специальный репортаж о новоселье организаций — получателей помещений.