Согласно статье 55 «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками» Семейного кодекса РФ ребенок, находящийся в лечебном учреждении, «имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом». В Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также содержится право нахождения родителей с детьми во время лечения в медицинских организациях.
Несмотря на это, как отмечает Ольга Рыбковская, автор петиции, направленной к главе Минздрава РФ Веронике Скворцовой, решение о допуске или не допуске родственников в реанимацию до сих пор принимается на уровне главного врача или заведующего отделением и почти во всех случаях это решение принимается не в пользу родственников и пациентов. «В подавляющем большинстве случаев на посещения накладывается запрет, и основанием для него служат некие «санитарные нормы», которые тут же исчезают, когда речь идет, например, о платной палате или платной клинике», — подчеркивает Рыбковская.
О том, что этот аргумент врачебного персонала не выдерживает беспристрастной критики, неоднократно отмечали представители экспертного сообщества. В брошюре фонда «Детский паллиатив» отмечается, что родители ребенка опасны настолько же, насколько опасен сам медперсонал.
Многие врачи говорят об инфекции, которую якобы могут принести родители. «Стерильных мест не бывает: любую обработанную поверхность обязательно заселят колонии микроорганизмов. Чем проще будет флора, тем легче будет ее уничтожить. Так что родители со своими инфекциями для ребенка не только не опасны, но даже в каком-то смысле полезны. Хотя, разумеется, есть ряд заболеваний, при которых нужно соблюдать дополнительные меры предосторожности, в том числе острые респираторные заболевания», — подчеркивается в издании.
При этом юрист Галина Рожко подтверждает, что практика принудительного разлучения больных детей с родными абсолютно неправомерна, а в случае отказа на право посещения больного главный врач должен составить и подписать «отказ от совместного пребывания с ребенком» на имя обратившегося родственника.»В том случае, если вас обвинят в неадекватности, не спорьте, а настаивайте на том, чтобы такие же отказы были написаны на имя отца, бабушки, дедушки. С письменным отказом в руках можно смело идти в прокуратуру», — подчеркнула эксперт в брошюре «Вместе с мамой. Что делать, когда твой ребенок в реанимации?»
Автор петиции также отмечает, что больной, находящийся в реанимации, и особенно больной ребенок как никто другой нуждается в психологической поддержке близких людей, и призывает отменить «жестокую и бессмысленную» практику изоляции тяжело больных от родственников. «Во всех цивилизованных странах такой практики нет. Более того, в реанимационных палатах созданы комфортные условия для круглосуточного нахождения там родственников тяжело больных пациентов», — обращает внимание Рыбковская.
Она предлагает министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, президенту НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леониду Рошалю и советнику Президента РФ по правам человека Михаилу Федотову обратить внимание на ситуацию и разработать официальный документ для всех без исключения медицинских учреждений, обеспечивающий беспрепятственный и круглосуточный доступ родителей и иных родственников в реанимацию. Этот документ должен толковаться однозначно и иметь абсолютный приоритет над всеми местечковыми правилами и запретами.
Вместе с этим петиция, которую подписали почти 130 тыс. человек, содержит предложение обеспечить условия для пребывания родных вместе с больными и использовать опыт европейских стран.
«Считаем, что пока подобная практика игнорирования элементарного человеческого отношения к людям в медицинских учреждениях будет продолжаться, у России нет права считаться цивилизованной страной», — подчеркивает Рыбковская.
Фото: pixabay.com / PublicDomainArchive-262011