Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Новости

«Мы ни у кого не отнимаем цветы»: зачем нужна благотворительная акция ко Дню знаний

Директор московской гимназии запретила родителям и учителям участвовать в акции «Дети вместо цветов». На линейку не допустят даже атрибутику — подсолнухи, рассказали Агентству социальной информации в фонде «Подсолнух».

дети вместо цветов 1 сентября школа
Фото: Pixabay.com/ MaxxGirr

Накануне нового учебного года благотворительные фонды снова призвали школьников, родителей и учителей сэкономить на пышных букетах на 1 сентября и отдать деньги на добрые дела. В 2016 году благодаря сбору, к примеру, удалось помочь восьми подопечным Русфонда, фонд «Подсолнух» смог спасти жизни 13 детям, а Фонд помощи хосписам «Вера» передал оборудование, специальное питание либо оказал жизненно важные услуги в общей сложности 394 детям.

Споры и сборы

Акция проходит в России уже несколько лет и до сих пор остается предметом споров. Не все воспринимают ее корректно.

«В этом году больше всего расстроила одна из подмосковных гимназий. Началось все достаточно просто: в ответ на предложение одной из мам принять участие в акции классный руководитель обиделась, что ее лишают заслуженного внимания. Удалила маму учащегося из друзей и заблокировала профиль, так что мама перестала иметь возможность отправлять учителю личные сообщения. Зато два других классных руководителя из той же гимназии с радостью поддержали инициативу и организовали сборы всем классом: родители внесли пожертвования в фонд, забрали сертификаты на бесплатный праздничный букет, объяснили детям, что на линейке они будут стоять с подсолнухами и что за каждым подсолнухом будет «скрываться» ребенок, которому очень нужна помощь. И в другом случае, с запретом директора, родители не понимают, как теперь объяснить детям, что подсолнухов на линейке не будет и что теперь акция не получится», — рассказывает Агентству социальной информации исполнительный директор Благотворительного фонда помощи детям и взрослым с нарушениями иммунитета «Подсолнух» Екатерина Пескова.

Как подтверждают родители в соцсетях, споры в школах уже начались. Где-то учитель просит (или директор требует) всех родителей «сброситься» на лечение ребенка, в других случаях родители уговаривают педагога, который категорически против участия. В фондах подчеркивают: никого не принуждают и не поддерживают ультимативную благотворительность, даже несмотря на срочность операций, для которых нужны деньги.

«Цветы на 1 сентября — это добрая традиция. И мы не призываем от нее отказываться. Мы предлагаем лишь сократить количество букетов, а сэкономленные средства направить в фонд. Для нас акция – возможность не только собрать средства на дорогостоящее лечение детей с нарушениями иммунитета, но и подарить школьникам, студентам, их родителям и учителям радость делиться, вдохновить их на добрые поступки, пробудить в их сердцах сочувствие и сопереживание», — продолжает Пескова.

Первой подобную акцию предложила через социальные сети преподаватель одной из московских школ Ася Штейн. Она сначала провела такой эксперимент со своими школьниками, которых хорошо знала. Посыл акции «Живые дети вместо мертвых цветов» заключался в том, что помощь нуждающимся можно сделать частью своей повседневной жизни, а не воспринимать как подвиг. Идею подхватили другие школы столицы и растиражировали СМИ, она стала набирать популярность в разных городах. Но спустя несколько лет толкований у акции столько, что Штейн сделала публичное объявление: жертвовать Первым сентября всех вокруг не призывала.


Механика акции, как правило, такова: класс/школа решают собрать пожертвования в пользу определенного фонда, регистрируются через специальную форму на его сайте, а в обмен на пожертвования могут получить символическую благодарность или атрибутику. Это могут быть флажки, значки, другая символика, с которой можно прийти на линейку, оставить ее в классе либо музее школы. Никто не обязывает сдавать деньги вместо цветов — просто обычно сбор на учебу и без того затратен, чтобы призывать расходовать и на то, и на другое.

Всем по подарку

Фонды уже начали искать выходы из таких конфликтов. Некоторые из них предлагают альтернативное поздравление для учителя, чтобы «убить двух зайцев».

«Мы ни у кого ничего не предлагаем отнимать. Важно, чтобы учитель, родители и школьники понимали, ради чего это все делается, и все договорились о формате проведения акции, все понимали цели и были согласны. Например, некоторые родители вместе с детьми рисуют флажки или открытки для учителей, или каждый школьник идет с одним цветком и в итоге они складываются в общий букет учителю. Второй год подряд художники бесплатно специально для акции рисуют открытки для учителей, которые дети могут подписать и подарить 1 сентября. Некоторые учителя действительно чувствуют избыточность в 30 букетах на 1 сентября, кто-то – нет. Если не хотите – не нужно участвовать. Например, в некоторых школах не участвуют в акции «Дети вместо цветов», а проводят благотворительные ярмарки и таким образом помогают детям или взрослым. А где-то есть и то, и другое. И это никак не может быть директивой сверху или поводом для манипуляций», — комментирует АСИ руководитель отдела по связям с общественностью Фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова.

«В этом году Русфонд решил увеличить масштаб и сделать эту акцию федеральной. При этом за основу мы решили взять уже опробованный инструмент — «подарочный сертификат». Это особенный сертификат для тех, кто не хочет получать в подарок или дарить ненужные сувениры, роскошные букеты и т.д. Наш сертификат дает возможность приобщить другого человека к доброму делу – чуду спасения ребенка. Специально под акцию мы решили выпустить отдельную серию сертификатов к 1 сентября. Родители и ученики могут выбрать любой сертификат из предложенных, вписать в него текст поздравления учителю, распечатать, вставить в рамочку и вручить всем классом на торжественной линейке», — говорит АСИ Татьяна Зубанова, координатор проектов Русфонда.

Если цветы для педагога – главный атрибут праздника, то, по желанию и договоренности, школьники дарят один букет вместо тридцати, а оставшиеся денежные средства жертвуют в помощь тяжелобольным детям.

Цветы жизни

Адресная помощь доступна на сайтах организаций, по итогам акции «Дети вместо цветов» все расходы фонды публикуют в отчетах, сколько потрачено на конкретного ребенка и что удалось купить (средства реабилитации, лекарства и т.д.).

По словам представителей фондов, важно в этот день, чтобы учитель, родители и школьники понимали, ради чего это все делается. Во многих школах классный час, который традиционно проходит 1 сентября, посвящают именно проявлению доброты и милосердия. Учитель, волонтер, сотрудник фонда или сами родители рассказывают о важности помощи тем, кто действительно в ней нуждается. И День знаний таким образом наполняется новым смыслом.

«Для нас эта акция — не только про сборы, а прежде всего — про желание одного человека разделить свой праздник, свой счастливый день с другим человеком. Мы хотим, чтобы главными героями акции стали не цветочные или канцелярские магазины, делающие какие-то отчисления, а сами школьники, студенты, их родители и учителя», — говорит Екатерина Пескова.

«Для нас очень важно, что дети со школьной скамьи привыкают к тому, что помогать несложно – но это несложное действие должно быть продуманным. Дети, с которыми мы общаемся 1 сентября на «уроках доброты» (а это могут делать как волонтеры фонда, так и сами учителя или родители), говорят, что когда вырастут – изобретут лекарство от всех болезней или станут врачами, или придумают крутую коляску или новый протез для тех, кто не может сам ходить или двигать ногами или руками. И за то, что дети иначе смотрят на мир, в котором они растут и взрослеют, и за то, что это возможность помочь сразу очень многим подопечным фонда и детского хосписа, мы очень благодарны акции «Дети вместо цветов» и всем, кто ее придумал, помогал распространять информацию, участвовал и участвует. Да, вокруг акции много бурных обсуждений. Но она стоит того, чтобы о ней говорить, учиться на ошибках и продолжать участвовать», — подчеркивает Елена Мартьянова.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике