В киноклубе центра «Благосфера» прошли показ документального фильма «Терапия» режиссера Юлии Серьгиной и дискуссия «Опасность быть взрослым». Фильм рассказывает о жизни воспитанников Центра социальной адаптации Святителя Василия Великого — несовершеннолетних молодых людях, которые были осуждены за уголовные преступления по разным статьям (как правило, сбыт наркотических веществ и грабеж), но получили помилование. Реальные сроки им заменили на условные с обязательным условием: жить в центре социальной реабилитации и показывать свою способность к исправлению.
«Я всегда на стороне слабого»
«Наша цель — вовремя помочь подросткам, которые оказались в конфликте с законом, осознать ответственность за свою жизнь и найти свой путь на свободе, в мире с собой и с обществом», — пишут на сайте центра. Он может принять до 15 воспитанников, и очередь в центр растягивается на долгие месяцы.
«Когда я узнала про центр, то поняла: это подходящее место, чтобы взглянуть на устройство нашего общества и исследовать проблему отношения к его слабым членам, какими являются эти подростки. А я всегда на стороне слабого. Мне хотелось поговорить о социальном в нетривиальном ключе», — рассказывает режиссер Юлия Серьгина.
Воспитанники имеют возможность выйти в город (как минимум чтобы посещать школу), но свободного времени у них практически нет: к определенному часу они должны возвращаться в центр. В этом возрасте у детей часто нет чувства ответственности за свои действия и поступки, и строгий контроль — один из способов удержать их от дальнейших преступлений.
Опасные игры
Еще один способ помочь подросткам в трудной жизненной ситуации прийти к осознанности — сюжетно-ролевые игры. Главная их особенность в том, что ребенок участвует в специально конструируемой сложной ситуации и после ее «проживания» получает некий важный опыт. Проект «Полдень» создает игры для детей от 13 до 18 лет. После апробации в Москве модель передают в регионы. В России уже шесть регионов работают по этой программе.
«Мы помогаем воспитанникам детских домов стать самостоятельными людьми: разрабатываем программу профилактики социальных рисков у подростков с проявлениями дезадаптации. Сотрудничаем с детскими домами, проводим игры в летних лагерях», — рассказывает психолог проекта Анна Горовая.
В игре заложены ответы на важные вопросы, она помогает прийти к личному выбору, воздействуя на подростка на уровне эмоций и переживаний. Это делает восприятие проблемы более живым, и, следовательно, метод оказывается эффективнее традиционных уроков.
Чтобы помочь подростку справиться с низким уровнем саморегуляции (когда человек не в состоянии регулировать свои эмоции), после игры проводят важный этап — рефлексию. Дети вместе с педагогами и психологами обсуждают игру и пытаются разобраться в своих чувствах и эмоциях. Особенно это касается опасных увлечений типа руфинга (лазанье по крышам) или зацепинга (проезд снаружи поездов).
«У подростков уровень рискованного поведения гораздо выше, чем у взрослого человека — это естественно. Но у них еще нет рефлексивной способности, они не понимают последствий этих опасных действий. Мы учим их просчитывать последствия наперед», — говорит Горовая.
Запрет на чувства
Помимо опасных развлечений современные подростки могут заниматься селфхармом (от англ. self-harm — самоповреждение). По сути, это проявление агрессии, только направлена она на самого себя. Часто такая проблема возникает в семьях, где не принято открыто говорить о своих переживаниях, а эмоции и чувства — под запретом или считаются ерундой.
«В таком случае душевная боль ребенка получает физический выход. Это становится его способом выжить в предлагаемых условиях. Все зависит от того, как устроена семейная система: если члены семьи могут высказывать и обсуждать свои чувства, склонность к аутоагрессии заметно снижается», — рассказывает психолог и исполнительный директор авторского центра «Мир семьи» Анна Морозова.
Ребенок может перестать доверять родителям, если почувствует, что они не замечают его взросления и продолжают общаться с ним, как с маленьким.
«В определенный период дети закрываются, у них появляется своя собственная жизнь. Взрослеющая личность обособляется, у нее появляется свой мир — это нормально, так и должно быть», — уверена Морозова.
Однако в этот период стоит быть особенно внимательным к ребенку. По мнению психолога, родителей должны насторожить любые резкие изменения в поведении подростка: перестал ходить в школу, бросил кружки, не пускает в комнату и запирается, перестал разговаривать с семьей, потерял аппетит или, напротив, ест больше обычного.
«Если родитель будет относиться к таким переменам, как к норме, ситуация может зайти слишком далеко. Если чувствуете, что контакт и доверие теряется, нужно пытаться разобраться, что происходит, и пересматривать свои основы общения с ребенком», — говорит Морозова.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.