Как только на телефонах появились камеры, люди начали снимать видео и проводить первые фестивали мобильного кино. В 2015 году вышел фильм Шона Бэйкера «Мандарин», снятый на мобильный телефон, — его показывали в обычных кинотеатрах.
«В этот момент наступил этап, когда все авторы пытались доказать, что на мобильный телефон можно снимать не хуже, чем на большие камеры, — рассказывает Максим Муссель, автор книги «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма». — На мой взгляд, самый интересный — следующий этап, в котором мы уже находимся. Теперь мы говорим, что на мобильный телефон надо снимать не так, как на большие камеры. Это другой визуальный язык, который надо нащупать, обучиться ему и использовать».
Подготовка к съемке
Первое, что нужно сделать перед съемкой на телефон, — выбрать качество видеосъемки. Как правило, это можно сделать в настройках видеокамеры. Не стоит выбирать самое высокое качество, считает Муссель, для большинства случаев и соцсетей достаточно 1080 х 1024. Более высокое качество необходимо только для сложных монтажных обработок.
В зависимости от каналов распространения нужно выбрать горизонтальную или вертикальную съемку. Для популярного формата stories подходит вертикальный формат. Для большинства других случаев стоит снимать горизонтально, отметил эксперт.
Перед съемкой не забудьте включить авиарежим — из-за случайного звонка видео может остановиться.
Главный плюс съемки на телефон — размер техники. Снимать можно в любой момент, ведь телефон почти всегда с вами. Однако проблема маленьких устройств — недостаточная стабилизация. Дрожание рук и неосторожное движение будет заметно на видео.
Стабилизировать изображение можно несколькими способами. Во-первых — амортизировать динамику телефона самому. При съемке руки должны быть согнуты в локтях, ходить нужно аккуратно, не делать резких движений.
Во-вторых, в современных телефонах есть функция стабилизации изображения. При покупке техники желательно выбирать телефон с оптической стабилизацией, говорит Максим Муссель. Она предполагает, что линзы двигаются как гироскоп и при тряске выравнивают изображение механическим способом.
В-третьих, можно приобрести внешние стабилизаторы, они крепятся на телефон. Стоимость такой техники варьируется от 5 до 15 тыс. рублей.
Для съемки на телефон можно также приобрести внешние объективы, штатив, звукозаписывающее оборудование, осветительные приборы. Все это оборудование сейчас адаптировано для мобильных устройств.
Процесс
Видео нужно снимать не меньше пяти секунд, говорит Максим Муссель. Обрезать его нетрудно, а недостающие кадры не всегда получится доснять. Старайтесь начать снимать за секунду-две до того, как что-то должно произойти, и через секунду-две после.
Если вы находитесь на концерте, вручении премии и любом другом событии, где вокруг все время что-то происходит, главная ошибка — снимать сразу все, быстро переключаясь между происходящим. Сосредоточьтесь сначала на одном действии, а потом снимайте следующее. Делайте длинные кадры, так у вас будет больше материала.
Важно: не наклоняйте телефон во время съемки и не заваливайте горизонт. В большинстве телефонов есть сетка, по которой можно выравнивать изображение. При монтаже можно немного выправить наклон, но в ограниченных пределах.
Монтаж
Для монтажа видео необязательно использовать компьютер, это можно делать и на телефоне. В iOS-устройствах (iPhone, iPad) есть встроенная программа iMovie с базовыми функциями для монтажа. Существуют также платные программы, например LumaFusion, которая предоставляет некоторые возможности профессиональных монтажных программ. Для других устройств есть много бесплатных программ, которые почти не отличаются по функционалу, отметил эксперт. Для монтажа на компьютере подходят такие профессиональные программы, как Adobe Premiere и Final Cut.
Если вас не устраивает и встроенное приложение для съемки видео, можно установить Filmic Pro или Pro Movie. Они позволяют настроить диафрагму, выдержку, подойдут для всех, кто готов разбираться с ручными настройками. Тем, кто не готов этого делать, Максим Муссель советует использовать встроенные программы.
Форматы и жанры
Видео, снятые на телефон, подходят для разных целей и жанров.
- Документальное и художественное кино. Современные режиссеры обращаются к жанру мобильного кино и доказывают, что снимать фильмы на телефон вполне возможно. Например, режиссер Стивен Содерберг с помощью мобильного телефона снял психологический триллер «Не в себе».
- Видеоблог. Классические видеоблоги с «говорящей головой» не имеют отношения к мобильному кино — их можно снимать и на фотоаппарат. А вот динамичные съемки с выставок и других событий удобнее снимать именно на мобильный. Так, например, делает журналист Юлия Панкратова.
- Travel blog. Путешествия — лучшая возможность попробовать себя в качестве режиссера мобильного кино, считает Максим Муссель. Поскольку чаще вы в этот момент находитесь на отдыхе, вам легче делать что-то творческое.
- Мобильная журналистика. С помощью телефона можно зафиксировать и значимое событие для журналистского материала. Мобильные съемки быстро монтируются, а значит журналисты смогут оперативно выпустить материал.
По словам Максима Мусселя, язык мобильного кино позволяет передать динамику и энергетику происходящего. Особенно важно для некоммерческих организаций, что такие съемки вызывают большее доверие у зрителя.
«Одна из важнейших особенностей съемки на мобильный телефон — они вызывают колоссальный уровень доверия зрителей к тому, что они видят. Если, конечно, вы сами не перегибаете палку и не делаете это чересчур сентиментальным. Если вы честно относитесь к тому, что вы делаете, то вы честно сделаете материал и он произведет большое впечатление на зрителей», — добавил Максим Муссель.
Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов.
Смотреть видеозапись
Медиацентр «АСИ — Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.