В условиях вынужденной самоизоляции НКО стали экстренно вводить новые форматы работы с благополучателями.
Во многих случаях подопечных НКО нельзя оставить без помощи даже ненадолго: с такой ситуацией столкнулся Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», который помогает детям с РАС и другими нарушениями развития.
Когда весной семьи оказались на карантине, центр начал переводить занятия на онлайн-площадки. Переформатировать пришлось более 40 методов и около 200 форм работы. Конечно, онлайн-занятия не заменяют реальные встречи, зато помогают детям с аутизмом не растерять навыки, которые были наработаны до пандемии.
Как оценить эффективность онлайна? У нас функционирует Лаборатория нейрокогнитивных исследований. Совместно с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН они разработали программу онлайн-контроля и онлайн-диагностики на основе методик, которые вообще оценивают эффективность. Исследование показало, что более чем у 78% есть улучшение динамики.
За первые восемь недель центр провел 8,5 тыс. онлайн-занятий для 900 семей.
Вынужденный переход на онлайн позволил центру «Наш солнечный мир» помогать детям с РАС, которые живут в удаленных труднодоступных районах, например, 20 семьям из Югры.
Фонд «Старость в радость», переходя на удаленную помощь, столкнулся с тем, что не все волонтеры готовы продолжать работать с пожилыми людьми в таком формате. Но и в условиях пандемии у фонда появились новые проекты. Благодаря видеоконференциям познакомились друг с другом подопечные домов престарелых из разных регионов, волонтеры проводили для пожилых людей видеоэкскурсии по городам мира.
«Стало возможным объединять для обучения десятки домов престарелых и интернатов по всей стране и доносить до них важную информацию. Идет мониторинг: наши специалисты составляют дорожные карты по улучшению качества жизни пожилых людей в интернатах. Но, конечно, вживую наши эксперты смогут больше увидеть. Когда карантин закончится, у учреждений уже будут зерна знаний того, что мы вложили за время карантина», – говорит Алла Романовская, программный директор благотворительного фонда «Старость в радость».
«Когда никого нет, делаешь сам…»
Некоторым НКО в пандемию пришлось осваивать новые направления деятельности. Весной 2020 года фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» начал по телефону оказывать психологическую поддержку семьям в самоизоляции. До этого горячая линия фонда консультировала только по вопросам семейного устройства.
На тот момент федеральных психологических линий, доступных по всей стране, еще не было. У нас есть линия МЧС, телефон которой отличается в каждом регионе. У нас есть психологические линии частные, но в основном они направлены на какую-то целевую аудиторию. Единственная федеральная линия – детский телефон доверия, на который звонили взрослые. Мы попытались переговорить с несколькими площадками, чтобы они взяли на себя эту функцию, но на тот момент они были не готовы. Мы поняли, что здесь никого нет. Это стандартная история для НКО, когда никого нет и ты делаешь сам.
Горячую линию организовали за три недели. Пришлось быстро искать и обучать людей. Средств на новый проект не было, поэтому работали волонтеры: с восьми утра и иногда до двух часов ночи. Линия принимала звонки с апреля по июль 2020 года: за это время поступило более 1,5 тыс. обращений из 70 регионов России.
Решение закрыть линию было принято только после появления службы экстренной психологической помощи МЧС.
Фонд «Просто люди» помогает людям с психическими расстройствами и в том числе живущим в психоневрологических интернатах. Из-за карантина связь с подопечными практически прервалась, и фонд открыл для них горячую линию. Но звонить на нее начали и другие люди.
На горячую линию для людей с психическими расстройствами пришли работать клинические психологи и психотерапевты, которые потеряли своих клиентов из-за пандемии. Линия работает 4 месяца, в среднем в месяц поступает около 300 звонков. Сейчас линия работает как первая ступень на пути к получению системной помощи.
«В онлайн-режиме не спасешь человека с психическими расстройствами, но мы получили большой поток благополучателей и можем помочь людям. Вероятно, мы сделаем общероссийский код 8-800 буквально через несколько месяцев, когда наберем больше ресурсов», – говорит Марина Рис, директор Благотворительного фонда «Просто люди».
Всеобщий онлайн: успехи и разочарования
Некоторым проектам НКО пандемия дала новый импульс для развития. Фонд «Дети-бабочки» создал специальную платформу для обучения врачей и медицинского персонала, и оказалось, что вечно занятым врачам удобно учиться онлайн. В фонде не ожидали, что так много специалистов захочет присоединиться к программе.
«Наша команда работала 4 месяца. За основу мы взяли формат образовательной платформы «Нетология»: нам хотелось сделать качественный продукт с модульной системой. Чтобы человек не просто просидел на вебинаре, а была многоступенчатая система по внедрению знаний, с фидбеком от специалистов», – рассказывает Алёна Куратова, председатель Благотворительного фонда «Дети-бабочки».
Среди тех, кто не может работать удаленно — «Дом друзей». Сотрудники и волонтеры центра в обе волны пандемии помогают бездомным и людям в трудной жизненной ситуации. С улицы удалось забрать более 4 тыс. человек. Сейчас «Дом друзей» открывает приют для бездомных.
«Дом друзей» попытался перевести программу обучения волонтеров в онлайн-формат, но с обучением «вживую» это ни в какое сравнение не идет. Программу будут переформатировать, будут снимать видеоролики и разрабатывать методички.
Мы прекрасно сработали, но возникает проблема: есть такие вызовы, на которые мы должны давать ответ, но мы к этому не готовы и нам надо обучаться. У нас большой запрос на обучение, но у нас в общем-то не очень хватает ресурсов. Мы поняли, что необходимо делать горячую линию помощи бездомным, потому что звонят горожане, которые хотят услышать ответ, что делать. И пошли запросы из регионов на то, чтобы мы провели обучение, как открыть свой приют.
Что город может сделать для НКО?
НКО, которые помогают людям в социальных учреждениях, просят пересмотреть режим работы и принципы взаимодействия с волонтерами. Подопечные фондов «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Старость в радость» и «Просто люди» вынуждены жить в условиях постоянного карантина: во многих учреждениях ограничительные меры сохранялись даже летом.
Поэтому НКО просят рассмотреть возможность посещать учреждения сотрудникам и волонтерам фондов.
«В течение полугода у наших волонтеров практически нет допуска в организации для детей-сирот. В феврале закрылись московские учреждения, перестали пускать волонтеров, родственников, друзей детей, родителей, которые их оставили по заявлению. Это люди, которых ребенок знает и ждет, это его близкие люди. Для многих детей карантин стал вечным», – объясняет Елена Альшанская.
Сложности возникли и у Центра лечебной педагогики. Как отмечает Анна Битова, председатель правления центра, не все дети могут заниматься постоянно дома, поэтому им необходима очная консультация с сотрудником организации.
Еще одна проблема, актуальная для многих НКО сегодня, — оборудование для работы онлайн, организациям нужна техника, программы и платформы, найти ресурсы на это бывает сложно.
«Когда мы делали прогнозы после первой волны, один из главных выводов был в том, что потребность в психологической помощи сильно возрастет. И прежде всего у целевой аудитории социальной защиты. Если НКО готовы предложить форматы, о которых мы сможем подумать и которые сможем сделать, мы с этим справимся. Я буду рада, если вы нам дадите рекомендации, а я со своей стороны буду их рекомендовать своим коллегам», – заключила Александра Александрова, замруководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
Онлайн-дискуссия «Социальные услуги московских НКО: офлайн/онлайн» – часть проекта проекта «НКО Москвы – людям», который реализует Агентство социальной информации. По итогам встречи будут выработаны рекомендации НКО и ДТСЗН, которые впоследствии будут разосланы всем участникам.
Видеозапись дискуссии