Тренд на реестры
Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Татьяна Константинова отметила, что сейчас в секторе пошел процесс «сборки» разных реестров, в том числе государство создает реестр социально ориентированных НКО, которым можно доверять.
«Мы тоже ведем свой реестр «Всегда человек», состоящий из наших партнеров. Он хорошо сработал в пандемию, когда к нам как к оператору приходили крупные жертвователи, зная, что мы направим к проверенным организациям. Но прежде чем создавать реестр, нужно четко понимать, как с ним дальше работать, ведь его нужно обновлять, верифицировать чуть ли не раз в полгода», — рассказала Татьяна Константинова.
Не список, а технология
Директор благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Мария Черток рассказала, что когда в 2008 году они создавали платформу «Благо.ру», она стала одним из первых ориентиров в мире НКО, хотя ее нельзя назвать реестром. По словам Марии, важно понимать, что любой реестр — это прежде всего не список, а технология верификации, которая за ним стоит.
«Реестра, который бы максимально охватывал сектор по понятным признакам, сейчас нет. Если такой появится, то это будет государственный реестр. Например, тот, который сейчас создает Минэкономразвития. У них есть ресурс этим заниматься», — считает Мария Черток.
Поддержка не для всех
По словам директора Агентства социальной информации и члена Общественной палаты РФ Елены Тополевой, государство готово предоставлять льготы и поддерживать НКО, которые входят в государственный реестр. Сейчас это получатели бюджетных средств и исполнители общественно полезных услуг — именно эти категории вошли в два реестра, которые Минэкономразвития будет сводить в один. Другой вопрос — почему только эти категории могут пользоваться льготами?
«Мы в Общественной палате предложили открыть дверь всем социально значимым НКО. Пока непонятно, получится это или нет, но это будет справедливо», — добавила Тополева.
С кем работает бизнес
Если бизнесу нужно выбрать, кто из НКО будет надежным партнером, они обращаются, в первую очередь, к большим фондам, рассказывает Ирина Талашова, управляющий по взаимодействию с общественными организациями и благотворительным программам компании «Филип Моррис Интернешнл» в России.
«Для нас важнее всего сарафанное радио и мнение сообщества. Если организация не включена ни в какой реестр, но по остальным нашим критериям она проходит, плюс нам ее рекомендовали коллеги — мы будем с ней работать».
По мнению Ирины, крупные корпорации часто могут сами верифицировать тут или иную организацию, а вот для малого бизнеса в регионах реестры действительно могут быть подспорьем в выборе надежного партнера.