По результатам исследования определили три кластера НКО с точки зрения уровня их цифровизации: лидеры с высоким уровнем цифровизации (13%), догоняющие или средний уровень (71%) и отстающие или низкий уровень (16%).
66% НКО задействуют в работе одновременно десять и более IT-решений. 76% НКО осознают необходимость цифровизации. Только у 25% НКО есть средства, чтобы внедрить цифровые технологии — в основном это фандрайзинговые фонды.
Большинство (более 40%) рассматривает цифровизацию как способ повысить свою открытость и укрепить репутацию.
«Пандемия стала толчком к освоению новых технологий в очень ограниченном масштабе. При этом больше всего пострадали организации с относительно низким уровнем цифровизации. Это говорит об усилении цифрового неравенства в некоммерческом секторе», – отметил директор Центра развития филантропии Фонда Потанина Роман Склоцкий.
Какие IT-инструменты нужно развивать НКО
Исследователи выделили пять ключевых аспектов, которые НКО стоит развивать: продвижение в соцсетях, использование цифровых технологий в фандрайзинге, навыки работы с данными, знание существующих цифровых продуктов и сервисов, создание и развитие собственных цифровых продуктов.
Барьеры
Барьеры для НКО-лидеров — отсутствие пакетных решений и неготовность сотрудников перестраивать свою работу. Для НКО-догоняющих – дефицит финансирования. Для НКО-отстающих — недостаток цифровых компетенций, непонимание, что даст цифровизация, отсутствие инициативы со стороны руководителя, недостаточное знание рынка цифровых решений.
Стимулы
Стимулы к внедрению технологий отличаются среди НКО с разным уровнем цифровизации. НКО-лидеры в большей степени ориентированы на внутренние стимулы. НКО с низким уровнем цифровизации — на внешние стимулы в виде инфраструктурной поддержки. 31% НКО обращались к IT-волонтерам.
Исследование провел Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ совместно с фондом «Социальный навигатор» при поддержке Фонда Потанина. Оно включало качественный этап — 40 интервью с экспертами и сотрудниками НКО, и количественный — 412 интервью с НКО.