Решение о расторжении бессрочного договора аренды Департамент городского имущества никак не объяснил. Теперь комитет «Гражданское содействие» должен покинуть помещение в течение 40 дней.
В комитете пока не знают, как после выселения будут принимать беженцев, оказывать психологическую и медицинскую помощь мигрантам. Перевести все в онлайн-формат не получится: юристы должны «вживую» работать с документами, а психологи обеспечивать безопасность общения.
«Наше помещение — это не просто офис: у нас есть медицинская лицензия и оборудован кабинет для осмотра беженцев и мигрантов, есть комната для приема соцработника, отдельная – для консультаций юристов. Есть переговорная для случаев, когда заявитель просит приватного разговора. Более того, Олимпийский проспект, 22 — это наш юридический адрес, куда приходят ответы из государственных органов о судьбе наших подопечных», – объясняют представители комитета.
В комитете предполагают, что власти могли принять такое решение в связи с ликвидацией Международного Мемориала (признан НКО-иноагентом) и делом против Правозащитного центра «Мемориал» (признан НКО-иноагентом). У организаций было несколько совместных проектов: например, правозащитный центр вместе с комитетом создал сеть «Миграция и право», которая объединяла юристов, помогающих беженцам и мигрантам по всей стране.
«Мы желаем разобраться, в чем дело, ведь депимущества молчит. Хотя мы и так понимаем причины. Гражданское общество планомерно уничтожается у нас на глазах весь последний год, все в одном ключе», – говорит Светлана Ганнушкина, председатель комитета.
Ганнушкина вспоминает: в 2011 году помещение организации дали по распоряжению президента. Несколько лет комитет работал в офисе площадью 264,9 квадратых метров на Олимпийском проспекте.
В 2017 году Ганнушкина захотела уточнить, как продлить договор: ей сказали, что ни одна из сторон не желает прерывать соглашение, поэтому оно автоматически продлевается. В 2019-2020 годах правозащитникам предложили обсудить вопрос о заключении нового договора, но они отказались: поскольку договор бессрочный, надобности не увидели.
«Полгода назад начались первые весточки. Мы поставили второй унитаз для беженцев — он никому не мешал, работал исправно, соседей не заливал. Депимущества решил, что его поставили без разрешения. Кончилась эта история миром — в департаменте сказали, чтобы мы запросили официальное разрешение, даже штраф с нас не взяли», – рассказала Ганнушкина.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Недавно в комитете узнали, что выдача разрешения зависла, а спустя некоторое время организация получила приказ о выселении. «Гражданское содействие» будет бороться», — обещает Ганнушкина.