Кирпичные стены, просторный склад и зал ожидания с рядами железных кресел: в новый офис «Гражданское содействие» переехало в конце декабря 2022 года. Первых заявителей – беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев – комитет принял уже 9 января, после новогодних праздников.
Новый офис постепенно обустраивают: поставили новогоднюю елку, на стенах развесили картины и плакаты, в том числе плакат с Эйнштейном, который висел и в прошлом офисе комитета.
«Мы ведем прием в том же формате, как и раньше: оказываем комплексную помощь беженцам из всех стран, лицам без гражданства, трудовым мигрантам и вынужденным переселенцам. Наша открытая приемная работает три дня в неделю», – рассказал АСИ Николай Ворошилов, пресс-секретарь комитета «Гражданское содействие».
Консультанты по миграционным вопросам, переводчики, юристы, врач, психолог и волонтеры принимают заявителей по понедельникам, средам и пятницам, с 10.00 и 17.00. Заранее регистрироваться не нужно. Но лучше приходить пораньше, чтобы успеть на прием.
В среднем в приемные дни сотрудники комитета принимают от 40 до 60 семей. Одни приходят за консультациями специалистов, другие – за гуманитарной помощью.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
От вещей до помощи адвоката
«Гражданское содействие» продолжает свою привычную работу. Здесь все также можно получить разную помощь: от теплых вещей и продуктов до помощи юристов в суде.
Некоторые заявители приходят только раз, другие – регулярно. Часто в комитет обращаются люди, которых могут выдворить из страны. Задача адвоката в этом случае – составить запрос, помочь заполнить необходимые документы, представлять интересы человека в суде.
Также комитет оказывает консультационную помощь семьям, помогает решать вопросы с трудоустройством и оформлением документов. Но самый популярный вопрос – денежный.
«Однажды пришла женщина, которая находится в трудном положении: ей негде жить. Мы ищем фонды и организации, которые могли бы помочь: разместили ее вместе с детьми. Бывает, что полиция приходит с рейдами и выясняет, что люди живут в Москве без регистрации и их выселяют – с такими проблемами тоже приходят», – рассказывала АСИ Фатима Кокаева, консультант по миграционным проблемам.
Подборнее о том, как проходит день в комитете, можно прочитать в репортаже АСИ.
«Помощь не может оказываться на «коленке»
Переезд на «Маяковскую» – второй для комитета за последний год. В феврале 2022 года власти Москвы опечатали офис, в котором «Гражданское содействие» работало более 10 лет. Пришлось экстренно искать новое помещение: в итоге переехали в офис меньше прежнего. В нем организация проработала почти год.
«Комфорт наших заявителей – приоритет для нас. В последние месяцы складывалась такая ситуация, что заявителей на приеме было так много, что в нашем старом помещении было тесно», – объясняет Николай Ворошилов.
Например, раньше склад занимал небольшую комнатку сбоку от комнаты ожидания. В ней не помещались все вещи: часть контейнеров стояли прямо в коридоре. Теперь склад – это просторное помещение со стеллажами, которые до потолка заполнены одеждой и обувью.
Также в прежнем офисе не было переговорной комнаты – не хватало пространства для нее. Такая комната нужна, когда требуется обеспечить приватность разговора с заявителем. Например, если речь идет о случае сексуализированного насилия.
Поэтому иногда приходилось занимать кабинет Светланы Ганнушкиной (внесена в реестр иноагентов), председателя комитета, чтобы поговорить приватно. Но в новом помещении получилось выделить для переговорной отдельную комнату.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Говоря проще, профессиональная помощь не может оказываться «на коленке» – для нее нужны квалифицированные сотрудники (которые у нас всегда были), ресурсы (которые расширились с нового года) и поддержка разного рода. Мы рады, что после такого ужасного года удалось начать календарный год хоть с какой-то хорошей новости», – заключает Николай Ворошилов.