Пять представителей НКО из Оренбурга и 15 из Новотроицка, Медногорска, Орска, Бузулука, Сорочинска, Сакмары, Бугурусланского, Красногвардейского и Тюльганского районов стали участниками тренинга, который прошел в пансионате «Марсово поле».
Директор Центра развития НКО и поддержки гражданских инициатив, опытный фандрайзер и главный организатор встречи Наталья Толмачева подробно рассказала о теории фандрайзинга.
Она подчеркнула, что фандрайзинг — это не про деньги, а про людей, общение, налаживание связей и укрепление ресурсов. Это эффективный механизм, который помогает организациям держаться на плаву и работать. Наталья познакомила участников с главными принципами и механизмами привлечения средств на свои проекты и выстраивания партнерств с бизнесом. Был подробно разобран цикл фандрайзинга.
«Проекты могут продолжать жить независимо от грантов, если привлечь к ним благотворительные средства. Это могут быть не только деньги, но и помощь материалами, продуктами, перевозкой, рабочей силой. Если заинтересовать бизнес своей деятельностью, то можно найти не просто помощь, но и постоянного партнера, с которым НКО может работать много лет. Это мы и объяснили на нашем тренинге», — рассказала Наталья Толмачева.
Большой блок по коммуникации с бизнесом провела Елена Кузьмина — тренер по ораторскому мастерству и переговорам, кандидат филологических наук и профессиональный игротехник.
На тренинг-игре «Построение отношений с бизнесом» Елена научила участников презентовать себя, вести телефонные переговоры, правильно делать комплименты, положительно воспринимать отказы, чтобы не опускать руки, а работать с азартом.
«Важно, чтобы отказы в помощи не вводили в панику некоммерческие организации. На нашем двухдневном тренинге мы с участниками составили портрет бизнесмена и на практике отрабатывали способы коммуникации с ним: разыгрывали телефонный разговор, договаривались о встрече, просили оказать содействие. Сначала участники были зажаты, но потом они активно включились в игру и начали предлагать свои варианты общения», — сообщила Елена Кузьмина.
На второй день тренинга участники могли лично пообщаться с представителями бизнеса и изучить их опыт сотрудничества с НКО.
Главный специалист отдела по связям с общественностью, органами власти и местного самоуправления нефтяной компании «Сладковско-Заречное» Алексей Чернов рассказал, что компания перешла от адресной помощи нуждающимся к социальному партнерству и ежегодно финансирует порядка 15 социальных проектов.
«Сладковско-Заречное» каждый год проводит конкурс социальных инициатив «Мы вместе», принять участие в котором могут некоммерческие организации со всей области. Чтобы принять решение о гранте, конкурсная комиссия обращает внимание на вовлеченность в проект администрации и жителей поселений: важно, чтобы проекты охватывали не конкретных людей, а всех жителей, или хотя бы улицу.
О том, какую роль может сыграть СМИ, рассказала Юлия Дубенко — редактор портала orenburg.kp.ru Издательского дома «Комсомольская правда»:
«Помощь может быть не только финансовая, но и информационная. Для деятельности многих НКО важна огласка, но покупать статьи и рекламу на площадках дорого. То ли дело, если вы обратитесь за помощью в редакцию. Поэтому не стесняйтесь писать пресс-релизы. Пусть даже непрофессионально, своими словами, но донесите свою новость до СМИ, расскажите о героях, которым вы помогли, как изменилась их жизнь».
По словам Юлии Дубенко, попасть в информационную ленту можно также с помощью платформы в «Яндекс.Дзен». Эта площадка ранжирует новости и показывает их большому количеству читателей. Многие СМИ берут оттуда темы для новостей.
Историями эффективного партнерства с бизнесом поделились также представители НКО, в том числе Екатерина Костро — директор организации «Росток Оренбуржья»; Людмила Морковцева — директор Центра поддержки детей и подростков с особенностями развития «Равные возможности»; Ольга Карпова и Наталия Преснова — руководители организации «Потенциал»;
Анна Карабанова — директор организации «Рука помощи».
В ходе тренинга состоялась презентация сборника «Бизнес и НКО. Эффективное партнерство», подготовленного на основе опыта НКО Оренбургской области. В сборнике собран опыт фандрайзинга организаций, а представители бизнеса рассказывают, кому они охотнее всего оказывают поддержку и какой она может быть.
В конце тренинга все участники получили сертификаты и сборник, обменялись опытом с коллегами. Одним из главных итогов встречи стало решение двух участников создать свою некоммерческую организацию.
Практический тренинг «Бизнес и НКО: от просителя к партнеру» стал частью проекта Центра развития НКО и поддержки гражданских инициатив «Комплексное сопровождение НКО Оренбуржья «На перекрестке интересов». Проект получил поддержку Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области.