Cмена, которая проходила 24–25 февраля в загородном клубе «Фазенда» в Кармаскалинском районе республики, была посвящена формированию у особенных детей социально-средовых навыков. Такие навыки помогают ребенку адаптироваться вне дома, адекватно реагировать на новые или изменившиеся обстоятельства. В ходе смены детям оказывается профессиональная помощь.
«Чтобы особенный ребенок был социально адаптирован, он должен уметь преодолевать такие психологические барьеры, как неуверенность в себе, закомплексованность, уметь разрешать конфликтные ситуации, снимать психоэмоциональные зажимы, а также ориентироваться в частях собственного тела и окружающего пространства, — говорит директор центра “Ломая барьеры” Алина Хабирова. — Все это становится основой для дальнейшей работы по формированию самостоятельности».
Специально для предстоящей смены психолог центра «Ломая барьеры» Дилара Валеева разработала тренинг-интенсив. Были предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия с вовлечением родителей. Задания были разработаны таким образом, чтобы дети приобрели успешный опыт самопроявления и социального взаимодействия с новыми людьми.
Помимо занятий с психологом, дети учились ориентироваться в незнакомом помещении и на улице. В этом помогли игровые задания квеста. Дополнительно были проведены спортивные занятия с элементами телесно-ориентированной терапии. В завершение детям раздали рабочие тетради для выполнения заданий в домашних условиях. Тетради были разработаны специально для участников выездной смены, чтобы они могли закрепить полученные знания.
Как рассказала Ольга Антипина, мама особенной Сони, такие адаптационные смены полезны не только детям, но и родителям:
«Я увидела дочь в непривычной для нее обстановке, с незнакомыми людьми, как она адаптируется к новому месту и новым людям. Нам, родителям, кажется, что они еще такие маленькие несмышленыши, а они… А они подростки! Со своими характерами, особенностями и пониманием окружающего их мира».
На занятиях Соня научилась изображать разные эмоции, различать их. Были организованы игры на внимательность и быстроту реакции, а также на понимание правил поведения в той или иной спорной ситуации:
«Дети учились договариваться, ждать друг друга, если кто-то медленнее, чем ты, или поторопить себя — если кто-то быстрее. Для нас это новый опыт, и он очень важный для развития моего ребенка».
Выездная смена состоялась благодаря проекту «Помочь может каждый», который осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов. Проект «Умею жить» направлен на создание условий для распространения новой практики, направленной на социальную адаптацию детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации выездных мероприятий.