Можно ли научить человека с особенностями развития поварскому искусству, чтобы он смог работать поваром, заготовщиком, на раздаче в ресторане, кафе или столовой? Или просто научился готовить, мыть посуду, выбирать продукты в магазине, читать этикетки и подготовился к сопровождаемому проживанию без родителей? Как с помощью кулинарии развить внимание, восприятие и коммуникативные навыки человека с особенностями развития?
Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья поварскому искусству проводится на Гастрономической модельной площадке (ГАМП), созданной при поддержке Сбербанка, с 2020 года, рассказала шеф-повар и основатель поварской школы для людей с ментальными нарушениями Марианна Орлинкова:
«Наша цель — сделать из них профессиональных поваров, которые смогут работать, как обычные люди, возможно с сопровождением. Одновременно хочется научить их готовить дома для себя и близких, что гораздо сложнее. Ведь повар в ресторане работает по инструкции и выполняет требования начальства, а дома нужно еще придумать, что готовить, найти и выбрать продукты».
Сейчас в ГАМПе проходят обучение 32 студента. Это подростки и взрослые в возрасте от 18 до 50 лет. Они учатся не только готовить, каждый день решая новые задачи, но и работать в команде.
По мнению экспертов, кулинария для человека с особенностями развития — это больше, чем просто приготовление пищи. Кулинария позволяет им научиться новому, даже не подозревая об этом. Например, при нарезании овощей для салата человек использует две руки, а значит, развивает двуручную деятельность, которая улучшает взаимодействие между двумя полушариями. Это взаимодействие нужно для освоения речи, письма, математических вычислений, координации движений. Даже при простом приготовлении сырников возникает необходимость решить математическую задачу по делению творожной массы на равные части.
Как заинтересовать человека с особенностями развития кулинарией? Особенно, если он не очень хочет этим заниматься. Об этом рассказала ведущий педагог ГАМПа Елизавета Захарова. По ее словам, школьный план обучения «от простого к сложному» не сработает при обучении особенного человека:
«Прежде всего нужно узнать, что ему нравится делать: готовить, выбирать продукты, мыть посуду? И постепенно включать его в эту работу. Важно сделать из приготовления пищи ритуал, например, завести особый кухонный фартук и начинать с простых блюд, постепенно увеличивая количество ингредиентов и усложняя процесс».
Научить человека, которому сложно дается абстрактное мышление, таким понятиям, как соломка или брусочек в нарезке, довольно сложно. Поэтому для детей и взрослых с особенностями развития и их близких Центр лечебной педагогики «Особое детство» совместно с ГАМПом издал специальную кулинарную книгу «Просто, понятно, вкусно». Ее автор Марианна Орлинкова рассказывает, как человеку с особенностями развития научиться готовить любимую еду, развить моторику, освоить новые техники и даже заниматься математикой, используя вкусные ингредиенты.
Родителям, которые беспокоятся, что их ребенок может не справиться, обжечься, порезаться в результате приготовления пищи, эксперты дали несколько советов. Во-первых, если человек не совсем самостоятельный, лучше начинать делать все вместе с кем-то близким или сопровождающим. Для людей со спастикой мышц рук можно подобрать специальный нож-гильотину, который закреплен в одном месте. Избежать порезов помогут перчатки с металлической нитью или стекловолокном.