Я как председатель Общественного совета при Минтруде могу сказать, что это очень сложно – наладить эффективную работу ОС, это длительный и кропотливый труд. И на федеральном, и на региональном уровне уже действуют советы, которые в последние год-два эту работу проделали. Сегодня на волне всеобщего переформатирования, перезагрузки и перезапуска, очень важно не нарушить эти с таким трудом отлаженные механизмы.
У нас любят без разбора расклеивать ярлыки: вместо старых, карманных, декоративных советов, торжественно заседающих при министерствах и ведомствах, сделаем новые – эффективные и не декоративные! Да, есть карманные, формальные. Но и другие есть, и людям, которые в них работают с полной отдачей, тяжело воспринимать обобщения такого рода, даже если они делаются из лучших побуждений, в поддержку реформ.
Есть общественные советы, которые формировались не путем назначения, а через выдвижение кандидатов общественными палатами, с помощью разных процедур. Общественные советы при Минздраве, Минтруде, Минобразования формировались с учетом результатов интернет-голосования. Оно не было решающим фактором, но все-таки учитывалось.
Кстати, насчет интернет-голосования. Смысл этой процедуры в отношении общественных советов мне не вполне ясен. Мы хотим получить общественные советы, в которых будут не «свадебные генералы», не публичные и узнаваемые широкой публикой люди, а в первую очередь эксперты. Как нам в этом поможет интернет-голосование? Голосуют ведь, главным образом, за тех, кто хорошо владеет технологиями продвижения на таких «выборах», а также за «популярных личностей». Эксперты в основном малоизвестны за пределами профессиональных кругов…
Анонсируя надвигающуюся перезагрузку, министр Абызов говорил о запрете на представительство одного человека в нескольких общественных советах. Думаю, это правильно. И не только с точки зрения доступа к социальным лифтам, «выращивания» новых общественных лидеров. Конечно, общественный совет – это школа общественного активизма, но прежде всего – это экспертная работа. Которая, между прочим, требует колоссального количества времени, если работать на всю катушку, не для галочки. Эффективно работать в составе двух советов чрезвычайно сложно. Проблема рекрутирования «новых общественных лидеров», кандидатов для всех общественных советов, актуальна – ведь предстоит отобрать около 1,5 тыс. человек, обладающих необходимыми знаниями и навыками и располагающих свободным временем. Где столько взять «готовых» экспертов? Как учить новых? Впрочем, я об этом уже говорила.