В начале марта в Челябинске состоится первая встреча рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды с участием общественников. Ее созданию предшествовали митинги, народный сход и даже «штурм» администрации. Горожане требовали решить острую проблему с выбросами предприятий. Экоактивисты рассказали Агентству социальной информации, как создание рабочей группы поможет изменить ситуацию с экологией в регионе.
Под домашним «арестом»
Безветренная погода для Челябинска чаще всего означает одно — город накроет смог. Выбросы с заводов и выхлопные газы автомобилей не рассеиваются, а окутывают дома. Как шутят местные, в такие дни городской воздух можно не только увидеть, но и потрогать.
«Во время смога я с детьми сижу дома, потому что гулять на улице невозможно: дышать нечем, першит в горле, запах стоит жуткий до рези в глазах, — рассказала Агентству социальной информации Анна Малышева, мама двух сыновей и администратор группы в соцсети, посвященной материнству. — Однажды вышла по делам, а когда вернулась домой, вокруг меня была дымка, будто хоровод около костра водила. Окна не открываем, пришлось очиститель воздуха купить. Так вот и живем».
Горожане, которые не готовы смириться с ситуацией, пакуют чемоданы или выходят на митинги.
«В моей группе последние годы семьи очень часто поднимают тему переезда из Челябинска, раньше такого не было, — отметила Малышева. — Особенный всплеск таких постов — во время выбросов. Интересуются, кто куда уехал, где чище воздух. Многие готовы оставить родные места, уволиться с хорошей работы ради жизни в более благоприятном в плане экологии месте».
В декабре, несмотря на мороз, челябинские женщины вышли с детьми на «Марш матерей». С лозунгами «Хватит нас травить!» и «Дайте детям дышать!» они требовали от властей улучшения экологической обстановки.
Челябинск, дыши!
Организовали марш матерей активисты движения «Челябинск, дыши!». За год работы, они объединили тысячи людей с одной целью — сделать так, чтобы в Челябинске можно было дышать, — подчеркнул создатель движения Дмитрий Закарлюкин.
«31 августа 2017 года, когда мы привезли детей после каникул, в Челябинске стоял жуткий смог, — вспоминает экоактивист. — Терпеть было невозможно, и мы запустили проект «Челябинск, дыши!». Потом в других городах страны появилось такое же движение и даже всероссийского масштаба «Россия, дыши!».
Важным достижением Дмитрий считает запуск системы общественного мониторинга воздуха. В результате впервые появилась карта с информацией о загрязнении воздуха в онлайн-режиме. Также активисты движения разместили на своем сайте карту-схему объектов, негативно воздействующих на окружающую среду.
«Мы разработали специальные датчики и установили их в разных частях города, — поделился Закарлюкин. — Они фиксируют источники выбросов и шлейф их рассеивания, затем информация отображается на карте. В результате, мы подтвердили гипотезу о том, что на воздух в городе влияет и дымящий Коркинский карьер. Также выяснили, что увеличение концентрации загрязняющих веществ бывает регулярно по ночам и в выходные дни. Когда мы пришли сверить свои показания с Росгидрометом, оказалось, что их посты в это время не работают, так как нет финансирования. И загрязнители активно пользовались таким окном. Мы пошли дальше в Минэкологии, к губернатору, и он обещал, что со второго квартала 2019 года выделит средства на круглосуточную работу постов. Это большая победа нашего движения».
Штурм мэрии
Еще одним шагом в борьбе за чистый воздух стало привлечение общественников к контролю за экологической ситуацией в городе. Правда, чтобы этого добиться им пришлось устроить гражданский протест. После непрекращающихся выбросов 12 декабря 2018 года свыше полусотни челябинцев нагрянули в администрацию на прием к мэру.
«Вообще у нас жители достаточно терпеливы, но произошла ситуация, когда градус напряженности просто достиг предела, — рассуждает Дмитрий Закарлюкин. — После этого была вторая встреча с мэром, на которой решили создать рабочую группу по вопросам охраны окружающей среды с участием общественников. Мы озвучили 12 требований. По семи подписали резолюцию. Во-первых, при смоге власти должны признать особую ситуацию, при которой нужны особые действия. Необходимо обеспечить садики, школы вытяжками, чтобы мы могли отправить туда детей и знать, что они в безопасности. Выделить бесплатно детям респираторы. Решить вопрос по их эвакуации на период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) второй и третьей степени. Предстоит разработать план мероприятий по снижению выбросов на промпредприятиях в условиях длительных НМУ, организовать там внеплановые проверки с участием общественников».
Коллега Закарлюкина Андрей Костенко считает, что эти и другие действенные меры улучшат ситуацию с воздухом.
«Она уже начала меняться после декабрьской встречи в мэрии, — утверждает активист движения «Челябинск, дыши!». — Недавно я встречался руководителем Росгидромета, который сказал, что по данным замеров воздух стал чище. Да и челябинцы подтвердят, что в сравнении с прошлыми зимами ситуация стала лучше. Точно знаю, что ведомства, которые вошли в рабочую группу, заинтересованы во взаимодействии, общей стратегии, налаживании системной работы».
Стоп смог
Первое заседание рабочей группы состоится в начале марта. В нем примут участие мэр города, два его подчиненных, представители Минэкологии, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Росгидромета и три представителя движения «Челябинск, дыши!» и активистка движения «Стоп ГОК«.
Шестой год они борются против строительства горно-обогатительного комбината по разработке медно-порфировых руд в поселке Томино Сосновского района. Общественники убеждены, что Челябинску грозит экологическая катастрофа, так как ГОК станет источником загрязнения воздуха, земли и воды. За это время провели сотни доселе невиданных в городе экологических митингов, одиночных пикетов. В 2017 году освоение Томинского месторождения все же начали. Тем не менее, «стопгоковцам» удалось добиться некоторых успехов.
«Там же в Сосновском районе мы отстояли запрет на разработку Биргильдинского участка медных руд, — отметил Василий Московец, лидер движения «Стоп ГОК». — Если бы не вмешательство общественности, помимо поселка Томино был бы уже уничтожен и Витаминный, потому что разработка участка предполагала его снос. Что касается рабочей группы, мы рады, что наконец-то сможем высказать предложения руководству города напрямую без посредников. Но надо понимать, что один в поле не воин. Каждому горожанину нужно в рамках закона, конечно, контролировать, вникать в детали, предлагать свои решения, помогать нашим представителям. И тогда, я думаю, локально можно что-то сдвинуть. Допустим, вопрос раздельного сбора отходов и озеленения — вполне в компетенции города».
К слову, общественное движение «Сделаем!» запустило в прошлом году бессрочный проект «Целлюлоза». Его цель как раз-таки внедрить в регионе раздельный сбор отходов для переработки и высадки деревьев за каждые сто кг сданной макулатуры. Осенью в городе появилось 200 зеленых насаждений, в планах — миллион. Именно столько деревьев не хватает Челябинску, говорят общественники и надеются, что скоро город задышит полной грудью.
«Часто общественные организации играют в пинг-понг с властью, когда бросают обвинения. Мы поняли, что хватит друг друга упрекать. Создание рабочей группы по вопросам защиты окружающей среды стало знаковым событием. Если раньше, бывало, руки опускались, то сейчас есть надежда, что мы сможем решить проблему вместе», — подытожил Дмитрий Закарлюкин.
В прошлом году Владимир Путин в послании Федеральному собранию упомянул челябинский смог в числе самых негативных примеров. На днях стало известно, что Госдума ускорит принятие закона о квотировании выбросов. Пилотный проект закона предложили «обкатать» в Челябинской области.