Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

Что произошло с «чеченской невестой»?

Разбираемся в запутанной истории Заиры Сугаиповой — девушки из Чечни, которая сначала ушла из родительского дома в кризисный центр «Китеж», а потом — объявила, что правозащитники настроили ее против родителей. 

Скриншот видео "Раскрылись подробности нашумевшей истории о «сбежавшей чеченской невесте». Официальный канал ЧГТРК "Грозный" на YouTube

С чего началась история?

На свой странице в Facebook активист Дарья Серенко 13 июля рассказала о девушке, которую «насильно вывезли в Чечню, чтобы выдать там замуж». По словам Дарьи, совершеннолетняя москвичка чеченского происхождения самостоятельно обратилась в Центр помощи женщинам, пострадавшим от насилия, «Китеж» в связи с домашним насилием и контролем в семье. Однако родители, по словам правозащитницы, «выкрали [девушку] обманом» и увезли ее в Чечню, несмотря на то, что правозащитники пытались противостоять этому.В аэропорту правозащитникам не удалось снять девушку с рейса. Поговорить с девушкой наедине, без родителей, не удалось. Серенко привела слова полицейских о том, что они не имели полномочий не позволить семье улететь в Грозный. Кроме того, она сообщала, что девушке перекрасили волосы. Также Дарья Серенко утверждала, что слышала от Заиры Сугаиповой жалобы о том, что ее «пичкали таблетками». Однако проводить анализ полиция также отказалась. Директор фонда «Правовая инициатива» Ванесса Коган опубликовала несколько скринов переписки с девушкой, подтверждающих, что она обратилась в «Китеж» по собственной воле.

Реакция властей

Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев заявил о том, что в Чечне девушек не выдают замуж насильно. «Такие действия по отношению к своей дочери очень строго осудили бы в чеченском обществе. Настолько строго, что на это вряд ли пошли бы в чеченской семье», – сказал Нурди Нухажиев в интервью MK Кавказ. Министр ЧР по нацполитике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров в разговоре с ТАСС также заявил, что считает опубликованную правозащитниками информацию ложью на 99,9%. Помощник главы Чечни по связям со СМИ Ахмед Дудаев также выразил сомнение насчет правдивости новости. По его мнению, правозащитники преследовали цель пропиариться на резонансной теме и Чечне в частности.

«В Чеченской республике главенствует закон. Есть гарант Конституции, который контролирует соблюдение этого закона. Кроме того, в чеченском обществе институту семьи уделяется огромное внимание, и в связи с этим мы понимаем всю абсурдность этих вбросов о том, что насильно кого-то куда-то увозят, выдают замуж. У нас насильно замуж не выдают, это противоречит обычаям и традициям чеченцев», – подчеркнул Дудаев.

Все эти заявления были опубликованы 14-15 июля.

Заира в Чечне

17 июля на YouTube канале ЧГТРК «Грозный» появилось видео под названием «Раскрылись подробности нашумевшей истории о «сбежавшей чеченской невесте». В нем присутствуют пресс секретарь главы Чеченской Республики Али Каримов, помощник Главы Чеченской Республики, директор ЧГТРК «Грозный» Ахмед Дудаев и сама Заира Сугаипова. Также на интервью пригласили мать Заиры, Малику. На видео впервые раскрывается имя девушки – до этого правозащитники тщательно скрывали личность Заиры. Ответы пострадавшей отличаются от того, что ранее сообщали в СМИ. На ЧГТРК девушка заявила, что она убежала из дома и обратилась в «Китеж» не из-за домашнего насилия, а из-за плохой успеваемости в вузе. При этом, в ролике Заира раскритиковала работу правозащитных центров.

Они [правозащитники] просто внушили, что родители – это враги, что нас, девушек, [в обществе] за людей не считают. Что нас все унижают — даже на уровне государства. Якобы у нас нет прав, нас ущемляют», – говорит Заира.

Корреспондент ЧГТРК сообщила, что девушку никто не вывозил в Чечню насильно — семья просто отправилась «в Грозный на летние каникулы». Затем журналистка задала девушке вопрос, смутило ли ее поведение правозащитников в аэропорту. Девушка ответила следующее: «Я у них не просила помощи. Я никого не звала, никому не звонила… Я им несколько раз сказала, что у меня все в порядке, что я лечу добровольно». Мать Заиры, Малика, заявила что все произошедшее – это рекламная акция НКО. «Они втянули нас в грязную яму, из которой мы выбрались очень достойно», говорит Малика.

Реакция НКО и активистов

После выхода видео правозащитники и активисты сразу же предъявили доказательства. В частности, «Правовая инициатива» опубликовала заявление на странице организации в Facebook.

«Многие информационные ресурсы писали, что история выдумана. Это не так. Вот заявление девушки в кризисный центр, где она укрывалась пять дней. И где остались ее документы и вещи», — говорится в сообщении.

«До сих пор мы не получили от девушки никакой информации о ее состоянии и местонахождении в Чечне», — написано в посте. К нему также был прикреплен опрос Заиры, в котором она пишет о насилии со стороны родителей.В заявлении написано следующее:

“Прошу предоставить мне возможность проживания в убежище центра помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Китеж» <…> в связи с физическим и психоэмоциональным насилием со стороны родителей, которые лишили меня возможности выходить на улицу, продолжать обучение и выбирать что-либо: от одежды и друзей до выбора супруга и религии. В то же время главная причина проживания в убежище – угрозы убийства от отца».  

В пункте «Какую помощь вы ждете от центра» девушка указала: «Разобраться с документами, приобрести мотивацию жить и решать проблемы». Дарья Серенко также прокомментировала репортаж ЧГТРК. По ее словам, активисты и правозащитники располагают свидетельствами «как минимум пяти человек», которые подтверждают, что Заира нуждалась в помощи и описывала домашнее насилие. Говоря о поведении девушки, Серенко заявила, что ее ни разу не опрашивали в присутствии психолога и отсутствии родителей. Активист также отметила, что внешний вид Заиры на видео контрастирует с фотографиями девушки во время жизни в Москве.

В коллаже использованы фото Заиры Сугаиповой со страницы Facebook Ксении Бабич («Правовая инициатива»), сайта репетиторов и скриншот видео ЧГТРК.

“Такой контраст напоказ (с внезапным платочком на голове), на мой взгляд, возможен только в случае, когда у девушки нет выбора или когда она поставлена в сложную ситуацию, запугана. Скорее всего, мы так никогда и не узнаем, что именно происходило в тот момент и что пугало или угрожало больше всего”, — констатировала Дарья Серенко.

Ксения Бабич из «Правовой инициативы» усомнилась в словах девушки о том, что у нее были проблемы с учебой с университете. В качестве косвенного доказательства Бабич привела профиль Заиры на сайте для частных репетиторов, где девушка указала, что сдала ЕГЭ по русскому языку на высший балл. «Считаю, что мой уровень владения академическими знаниями достаточен для обучения других… Мы изучаем структуру языка почти так же глубоко, как и филологи», — писала Заира на сайте для репетиторов.Адвокат Консорциума женских неправительственных объединений Мари Давтян на своей странице в Facebook также опубликовала пост, в котором выразила недоумение по поводу критики директора центра «Китеж». «Самое мерзкое, что… некоторые чеченские журналисты и представители местной власти пытаются очернить «Китеж», кризисный центр для женщин и его сотрудниц. «Китеж» – один из лучших кризисных центров, которые я знаю. Сотрудницы «Китежа» помогают женщинам пострадавшим от домашнего насилия уже много лет, нередко рискуя собственным здоровьем и жизнью», — добавляет Мари. 

Корреспондент АСИ также обратилась за комментарием к Алене Ельцовой, директору центра «Китеж»:

«Днем она [Заира] уходила в соседний поселок за сим-картой. Об этом есть ее расписка (у нас полагается оповещать об отсутствии специальной бумажкой, где написано время отсутствия и причина, именно для таких случаев). Оставила дверь открытой, там лежал ее рюкзак, зарядка от телефона, косметичка, линзы, вещи, книги и документы, небольшая сумма денег. Потом [Заира] вернулась, играла с детьми [других женщин, живущих в центре]. Потом сказала, что на минутку, и вышла», — так Ельцова описала обстоятельства ухода Заиры из центра.Директор центра «Китеж» сообщила, что в шелтере нет круглосуточных дежурных. Говоря об обвинениях в адрес центра, прозвучавших в видеозаписи ЧГТРК, Ельцова отметила, что так и не посмотрела это видео полностью.«Про обвинения мне сказали те, кто смотрел видео. Якобы мы как-то способствовали разладу в семье и уходу Заиры, и то, что она к нам приехала, наносит личное оскорбление родителям. Им, вероятно, было бы лучше, если девушка осталась на улице, когда после конфликта ушла из дома, я не понимаю сути претензий. В полиции нам сказали что-то про ее попытки уехать в Тверь и Брянск, не знаю, как они получили эти данные», — добавила Ельцова.Руководитель центра «Китеж» также отметила, что с момента исчезновения девушка ей не писала и вся последующая информация шла через Дарью [Серенко].От оценок ситуации Ельцова воздержалась: «Для нас нет разницы, кому помогать, но эта ситуация, казавшаяся сначала типичной, сейчас уже совсем непонятна».Она добавила, что передала девушке оставшиеся в центре документы и взяла расписку об отказе в претензиях.  Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике