Подкаст от незрячего программиста
В 2014 году незрячий студент-программист МГППУ Всеволод Попов начал записывать подкасты о том, как пользоваться новыми технологиями. Так постепенно появился проект «Слушай, чтобы видеть». В проекте — серия подкастов об освоении технологий, которые облегчают работу с системами Windows, IOS, Android, банковскими приложениями, платформами для онлайн-конференций и картами.
В Rutube рассказывают: именно подкасты могут помочь повысить доступность информационно-коммуникационной среды для незрячих и слабовидящих людей. Аудиоматериалы становятся инструментом для обучения необходимым технологическим навыкам.
Подкасты Всеволода призваны помочь незрячим людям стать более независимыми в обычной жизни, обучаться разным профессиям, путешествовать и не уходить из общественной жизни.
«В 2020 году, примерно когда началась пандемия, я активно стал пользоваться MacOS для учебы, и мне стало интересно делиться информацией с людьми, которые уже умеют пользоваться Mac, а также приемами, которые облегчают работу, — это в основном с теми, кто занимается разработкой», — рассказывает Всеволод.
Фото: Axel Mencia / Unsplash
Подкасты «Слушай, чтобы видеть» выходят на Rutube, что делает видеоплатформу доступной для незрячих людей.
Какие еще подкасты слушают незрячие люди
Незрячие и слабовидящие люди действительно любят слушать подкасты, потому что смотреть в них ничего не нужно, формат полностью доступен, рассказывает АСИ Ирина Алиева, заместитель руководителя пресс-службы Всероссийского общества слепых. Подкасты можно остановить в любой момент, позаниматься делами, а потом вернуться к прослушиванию.
Алиевой нравятся «Подкасты для незрячих» от Алексея Викторова. Викторов тоже делает обзоры на программы для компьютеров и телефонов, специальные гаджеты и тифлотехнику для незрячих людей, ведет беседы и аудиоэкскурсии.
В основном незрячие и слабовидящие люди слушают подкасты через голосовых помощников — Алису, Марусю.
«Люди любят слушать подкасты о современных гаджетах, о приложениях, которые доступны для незрячих людей, о новинках технических средств реабилитации. В общем, обо всем, что касается технологических вещей», — говорит Ирина.
Как создавать подкасты
Для социального проекта «Медиакласс в московской школе» директор телеканала ТВ-3 Лили Шерозия выступала с курсом лекций, посвященных подкастам.
«Подкасты – это возможность попробовать себя в медиа и понять, что это такое: как работать с текстами, сценариями, смыслами. И подкасты – как раз такой «пробник», доступное гибридное медиа, которое можно легко использовать, чтобы в дальнейшем более осознанно сделать свой карьерный выбор», — цитирует Лили Rutube.
Лили Шерозия предлагает начать создание подкастов с пяти следующих шагов.
- Собрать команду единомышленников. Если на выходе хочется получить качественный проект, который привлечет аудиторию и выделится среди других подобных, не стоит рассчитывать только на себя — у коллективного разума гораздо больше преимуществ и шансов на успех.
- Придумать тему подкастов и провести аналитику: нужно изучить, что уже есть на данную тему, обсудить это с командой, посмотреть, что другие делают хорошо в этой тематике, а что можно было бы улучшить.
- Распределить роли и договориться, кто за что отвечает в команде.
- Определить целевую аудиторию: нужно понять, кому эта тема могла бы быть интересна, а затем проверить гипотезу на людях.
- Придумать название и сформулировать логлайн — суть подкаста в одном предложении.
На Rutube есть отдельный раздел для подкастов. Их можно слушать в фоновом режиме как на сайте, так и в мобильном приложении.