В 2021 году в Белгородской области открылся муниципальный приют «Лучик надежды». Его строительство – вынужденная мера: зоозащитница Наталья Пчелкина по решению суда должна была избавиться от десятков собак и кошек, которые жили у нее на передержке в частном доме. Но женщина договорилась о новом приюте с бывшим мэром Белгорода и собрала деньги на застройку с помощью белгородцев. Как Наталье это удалось – в материале АСИ.
Передержка
В 2015 году знакомые попросили Наталью Пчелкину поухаживать за сбитым на дороге псом. Наталья разместила его в загоне, который остался во дворе после разведения птиц.
В то время она работала продавцом и ухаживала за пожилой тетей, содержала коз, кур и других домашних животных. Другие знакомые попросили приютить еще одно животное. Потом место нашлось для третьей и четвертой собаки, а затем число питомцев выросло до нескольких десятков.
Наталья держала их в вольерах и теплых сараях, часть животных разместились в ее доме. По утрам и вечерам варила по 50 литров каши, а летом кормила животных сухим кормом.
Многие собаки и кошки попадали к ней в тяжелом состоянии: замерзшие и голодные, с переломами и другими травмами или болезнями. Наталье начали помогать волонтеры: собирали деньги на корм, стерилизацию, лечение и пристраивали животных через соцсети.
Старых животных или питомцев без лап брали редко.
Приют
В 2020 году соседи Натальи пожаловались на лай собак в огороде и предложили поставить забор между огородами, чтобы собаки их не видели и не гавкали. Волонтеры помогли собрать средства и установить забор. После этого к женщине пришли чиновники с проверкой: соседи пожаловались в ветнадзор и мэрию. Но во время четырех проверок нарушений не выявили: животные были накормлены, привиты, стерилизованы, с ветпаспортами. Тогда соседи заявили в полицию из-за забежавшего в огород алабая.
По словам Натальи, алабай не мог забежать к соседям. Такие собаки сидели в вольерах с двухметровым ограждением. Но из-за жалобы соседей региональное управление ветеринарии подало на Наталью в суд за организацию нелегального приюта: потому что их могут организовать только юридически лица или индивидуальные предприниматели. Одним из доказательств этому посчитали публикацию о передержке Пчелкиной в издании «7х7».
18 сентября Октябрьский районный суд постановил ликвидировать «приют для бездомных животных» на дому, а около 30 собак и 10 кошек передать многоотраслевому производственному объединению коммунального хозяйства в Старом Осколе, пансионату для содержания безнадзорных животных в Белгороде или Центру содержания и защиты животных «Добрый дом» в Белгородском районе. Но Наталья считала, что в них не хватало места для животных.
Пчелкина отказалась отдавать «своих хвостов» и во время судебных разбирательств обратилась к экс-мэру Белгорода Юрию Галдуну. Он предложил построить приют для животных, если Наталья в том числе будет принимать животных с отлова на улице. Мэр поручил выделить Пчелкиной участок в аренду на улице Коммунальной в Белгороде. На строительство суд дал женщине полгода. 16 октября Наталья Пчелкина зарегистрировала автономную некоммерческую организацию.
«Сегодня передо мной совершенно голый участок, хотя и огромный по площади… Весь заросший… и больше ничего… — написала тогда Наталья в соцсети «ВКонтакте». — Первая мысль, посетившая меня сегодня, — бросить все к чертовой матери! Но это значит сдаться и дать повод «доброжелателям» порадоваться. А отступать назад не в моих правилах. Поэтому, может быть, я, как обычно, набью много шишек, но идти предпочитаю вперед. Тем более, у меня такая команда поддержки».
Белгородцы собрали деньги на строительство приюта. Муниципальный приют на коммерческой основе открылся в октябре 2021 года, в нем работают трое человек.
«Строили не то, что строить было бы легче или проще, а именно то, что было нужно. И все получилось идеально, раньше о таком можно было только мечтать», — призналась Пчелкина изданию «Белпресса».
Все не зря
В приюте Пчелкиной 350 мест, есть площадки для выгула и ветеринарный кабинет. Его особенность в том, что, если человек не может забрать собаку домой, ему разрешают стать ее куратором: гулять с ней, оплачивать корм и лекарства. Некоторые кураторы так прикипают к животным, что через время берут их домой.
За работу сотрудникам платит городская администрация, а деньги на корм и лекарства приют собирает сам: в соцсетях и с помощью волонтеров.
Помощь иногда оказывают бизнесмены. Например, предприниматели помогли закупить напольную плитку для вольеров и привести столик для веткабинета. Оборудование для кабинета еще не закупили, поэтому каждый раз волонтеры едут спасать животное или стерилизовать к городским ветеринарам.
«Нам катастрофически не хватает корма. В день у нас уходит 12 мешков по 10 кг. В месяц мы тратим около 500 тысяч рублей на корм. В последнее время он подорожал в три раза. Нам помогают подписчики и предприятия, администрация кормом не обеспечивает, все на волонтерских началах. Кроме корма всегда нужны одноразовые пеленки прооперированным больным. Сейчас нуждаемся в сетке и профильной трубе, чтобы разделить выгулочные дворики», — рассказала АСИ Пчелкина.
Сейчас в приюте «Лучик надежды» около 200 236 собак и 17 кошек. После начала спецоперации в Украине прибавилось 20 собак: к Пчелкиной «тоже приехали беженцы, только хвостатые».
Животных становится больше и из-за подкидышей. Наталья столкнулась с этой проблемой еще семь лет назад: люди до сих пор подкидывают кошек и собак, по ночам привозят коробки с котятами или требуют забрать животных, иначе выкинут их. Были случаи, когда люди привозили питомцев и обещали о них заботится, но затем пропадали. Так один мужчина привез к Пчелкиной сбитую собаку и вышел из приюта, чтобы перевести деньги на ее содержание, но в итоге уехал, не заплатив.
Часто Наталье приходится реанимировать полуживых животных: их находят с пулями в теле и раздробленными костями, переломанными, опухшими или отрезанными лапами, гнойными ранами, — с ними жестоко обращались, сбивали на дорогах, выкидывали из дома.
«Только что привезли кота, нашли выкинутым на мусорке. Кот явно домашний, пострижен. Жуткое истощение, около хвоста раны, уже завелись опарыши. Если переживет ночь — завтра в клинику. Он ведь не сразу стал таким… Так почему нам порой жалко крошки хлеба? Ведь иногда от этого зависит чья-то жизнь», — рассказала Пчелкина в группе приюта.
Однажды к Пчелкиной привезли щенка в тяжелом состоянии. Он был измазан нефтяным смолистым веществом битумом. Женщина отмывала собаку несколько дней.
«Попотеть пришлось, особенно, если учитывать, что жара 35 градусов. Если первый день Чапа все переносила спокойно, то вчера пыталась сбежать. А сегодня уже весело скакала по двору и пыталась нападать на котов. А в заключение решила поселиться в вольер к алабаю. Он, конечно, был слегка в шоке, но смирился, ведь маленьких обижать нельзя», — писала Пчелкина про нового подопечного.
В приют попадают и породистые животные — хаски, алабаи, овчарки, лайки, кане-корсо, гончие, йоркширские терьеры, чихуахуа, среди кошек привозили мейн-куна. Новых хозяев по-прежнему редко находят старые животные. За время существования приюта и передержки у Пчелкиной забрали одну собаку и кошку без лапок. Как сказал один из посетителей приюта, такие животные «неэстетичные».
Однажды Наталья написала в соцсети, что больше всего боится увидеть в объявлениях о бездомных животных своих бывших подопечных. Каждого, кто забирает «хвостика», она предупреждает: если с питомцем «не сложится», можно позвонить в любое время и вернуть животное в приют. Несмотря на это, иногда кошек и собак из «Лучика надежды» снова выбрасывают на улицу, а Пчелкина вновь их привозит «домой» и лечит.
«Сима — кошка мейн-кун. Забрала ее в ужасном состоянии. Долгое и дорогостоящее лечение, но мы ее вытянули, и она превратилась в шикарную красотку, уехала домой. Люди казались надежными. Вчера, когда увидела посты о скитающейся кошке, просто не поверила своим глазам. Сима — побитая, грязная и худая, живущая на улице… бомж. Не буду проклинать ее хозяев, жизнь сама накажет», — поделились историей в группе приюта.
Все же большинству животных повезло, и они обрели новый дом. Собак из белгородского приюта забирали даже жители Москвы.
Наталья часто получает «приветы из дома» от своих подопечных, и это помогает не опустить руки: «А мы еще раз убеждаемся, что все не зря и может быть когда-то стены приюта опустеют. Конечно, это несбыточная мечта, но вдруг…», — написали в соцсетях приюта.
Помочь приюту можно здесь.