Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Серии

Проблемы в НКО: дисбаланс в развитии региональных и федеральных организаций

С какими проблемами сталкиваются некоммерческие организации в своей работе, как на их решение влияет региональная специфика и чувствуют ли они диспропорции в развитии – отвечают сами НКО.

Фото: Sue Carroll / Unsplash

В начале ноября в Москве презентовали результаты рейтинга «Регион-НКО» за 2022 год. Исследование проводит Общественная палата РФ совместно с рейтинговым агентством RAEX, чтобы определить, в каких регионах лучше всего развит некоммерческий сектор.

Данные рейтинга свидетельствуют о том, что между НКО из разных регионов существует определенная диспропорция в развитии. Есть «лидеры», «аутсайдеры», «вундеркинды» и «аномальные аутсайдеры». На то, в какую категорию попадет тот или иной регион, влияет экономическая структура, географическое положение, демографическая ситуация и другие факторы – в каждом регионе они уникальны.

Чем больше положительных факторов и чем лучше их используют для развития третьего сектора, тем выше шанс региона попасть в топ самых продвинутых.

На развитие третьего сектора влияет много факторов: возможность привлечь партнеров и волонтеров, договориться с местными властями о поддержке, найти специалистов и экспертов. АСИ поговорило с НКО из Москвы (1 место в рейтинге), Ростовской (43 место) и Орловской (68 место) областей, чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются в своей работе и ощущают ли они этот дисбаланс.

Стеклянный потолок

По мнению Татьяны Пономаревой, президента орловского фонда «Содействие», диспропорция в работе региональных и федеральных НКО выражается сразу в нескольких вещах. Например, у федеральных НКО больше возможностей задействовать ресурсы поддержки (информационные, спонсорские, грантовые) и привлекать медийных лиц.

59%
новостей о работе НКО в 2022 году были опубликованы на городских, областных или краевых порталах

«Дисбаланс выражается и в уровне привлекаемых специалистов, масштабности проектов, «узнаваемости» и бюджетах», – уточняет Пономарева. В частности, фонд «Содействие» столкнулся с тем, что ему сложнее, чем федеральным организациям, выстраивать партнерские отношения как с возможными спонсорами, так со СМИ и с властями.

Выйти на федеральные СМИ – большая проблема. По данным исследования группы ЦИРКОН и АСИ, в 2022 году только треть сообщений (25%) о некоммерческом секторе публиковалась в федеральных СМИ. Пономарева считает, что так происходит из-за недостаточной масштабности: часто поводы региональных НКО кажутся «малопривлекательными», чтобы писать о них.

«В продвинутых регионах есть возможность выхода на федеральный уровень. Там сразу можно решать вопросы с юридическими аспектами, лоббировать интересы для решения проблемы на законодательном уровне. В нашем регионе мы можем максимум выйти на местную власть, но достучаться до федеральной практически нереально», – сетует Пономарева.

Такие же проблемы появляются, когда необходимо выйти на медийную личность: по словам директора фонда «Содействие», в Орловской области найти популярного человека, который поддержал бы их, намного сложнее, чем крупным НКО из Москвы или Санкт-Петербурга. «Звезды» склонны поддерживать в первую очередь известные НКО.

Например, в конце октября Московский художественный театр (МХАТ) открыл проект #ТеатрПомогает. Зрители театра могут поддержать некоммерческие организации, которые представляют артисты МХАТа. Но в списке благополучателей в основном уже известные и крупные фонды, такие как «Галчонок», «Дом с маяком», «Артист», «Жизнь как чудо», Благотворительный фонд Константина Хабенского. «Пробиться» в такой проект региональным НКО практически невозможно.

Проблемы с волонтерами и сотрудниками

Многие НКО отмечают разные возможности в привлечении сотрудников и волонтеров на федеральном и региональном уровнях. В целом кадровый голод ощущается в стране не первый год. По данным HeadHunter, количество резюме по направлению «Государственная служба и некоммерческие организации» сократилось в 2022 году на 88% по сравнению с 2021 годом, а количество вакансий в этой области — на 16%.

Восполнить этот пробел можно за счет волонтеров. Так, Автономная некоммерческая организация «Рак победим», которая работает с онкологическими пациентами в Ростовской области и проводит много мероприятий для взрослых, до 80% задач распределяет между pro bono волонтерами (фотографы, видеографы, преподаватели) – собственных сотрудников на все не хватает. Но и здесь все не так радужно, как могло бы быть.

«Люди, которые активно занимались pro bono волонтерством, в 2022 году сократили объем помощи», — говорит Ирина Николаева, директор АНО «Рак победим».

По оценкам организации, проведение одного мероприятия в среднем стоит полмиллиона рублей. Оплатить его самостоятельно НКО не может – для этого нужны спонсоры. Их поддержка позволила бы сэкономить время при организации в три-четыре раза. Но для работы с партнерами нужен отдельный специалист, а на него часто просто нет денег.

Фото:  Kaleidico / Unsplash

Хроническое недофинансирование

Проблема недостаточного финансирования — одна из самых известных в некоммерческом секторе. Весной 2022 года с этим столкнулись как региональные, так и федеральные НКО: у 52% организаций уменьшился объем финансирования из-за сокращения частных пожертвований, говорится в исследовании «Пульс НКО».

Для региональных НКО, у которых и до кризиса были проблемы с финансированием, это стало критической точкой. Например, в сентябре 2022 года новосибирская благотворительная организация «Маяк» чуть не закрыла свой хостел для бездомных. Помещение находится в промышленной зоне города: «Маяку» не хватало денег на аренду, коммунальные услуги и другие нужды.

«Коммунальные услуги выросли для всех, но в промышленной зоне – особенно. У нас нет постоянных крупных спонсоров, организация существует на пожертвования, а они в связи с кризисом стали намного меньше», — говорит Александр Алексеев, руководитель «Маяка».

Сохранить хостел удалось лишь благодаря резонансу: когда о проблеме узнали, «Маяку» пожертвовали более 180 тысяч рублей около 200 человек со всей страны.

«У нас есть трудности в финансировании уставной деятельности. Если мы наладим административную работу, у нас будет полноценный штат сотрудников и помощь в содержании офиса. Тогда мы сможем эффективнее помогать большему количеству человек с онкологией. Но пока я могу только 30% из своего рабочего времени выделить на общение с партнерами и поиск спонсоров», – добавляет Ирина Николаева.

Нехватка знаний

Часто бывает, что волонтеры и специалисты на местах есть, но у них недостаточно опыта и нет времени на обучение. В 2021 году, согласно данным исследования «Формула жизнестойкости: что делает НКО устойчивой?», который провели Центр исследований гражданского общества и некоммерческий сектор НИУ ВШЭ и Агентство социальной информации, 16% опрошенных НКО отмечали нехватку квалифицированных сотрудников. Это подчеркивают и в Фонде помощи хосписам «Вера», который системно занимается поддержкой хосписов и их пациентов по всей России.

«В регионах бывает сложнее найти нужных сотрудников, часто директор совмещает функции руководителя, фандрайзера, координатора адресной помощи. При этом есть потрясающие НКО с колоссальной экспертизой, чьи практики хочется тиражировать на всю страну», – рассказывает Елена Мартьянова, директор фонда «Вера».

По оценке фонда, число НКО, которые готовы развивать паллиативную помощь на местах, растет. При этом они не всегда могут отправить сотрудника на обучение в Москву. Для тиражирования своего успешного опыта «Вера» проводит стажировки. Две из них были посвящены волонтерской деятельности в хосписах: их прошли 25 специалистов из разных регионов.

«И еще для десяти НКО, которые помогают семьям с неизлечимо больными детьми, мы провели Школу по социально-правовому сопровождению. Такая экспертиза позволяет НКО не только собирать деньги и делать закупки, а лучше разбираться как в потребностях семьи, так и в возможностях системы медицинской и социальной помощи», – отмечает Мартьянова.

Фото: Alvaro Reyes / Unsplash

О том, что регионам необходимо адаптировать опыт крупных НКО, говорит и Ирина Николаева.

Работа с партнерами и властями

Согласно тому же исследованию об устойчивости НКО, руководители многих фондов заявляли, что им не хватает поддержки со стороны потенциальных спонсоров и бизнеса (27% опрошенных) и местных властей (26%). Найти партнера в регионе бывает сложно, подтверждает Ирина Николаева. Крупным НКО помогают при этом хорошо и много как власти, так и коммерческие компании.

Однажды сотрудники АНО «Рак победим» пришли к бизнесу с просьбой о партнерстве. Организации отказали – компания уже начала поддерживать НКО из Москвы, которая также работает с сфере помощи людям с онкологией. В другом случае фонду отказали, потому что кампания, в которую он обратился, просто-напросто закрылась. «Некоторые изменили вектор помощи – начали активнее помогать беженцам или семьям мобилизованных», – рассказывает Ирина Николаева.

Большое подспорье в работе НКО — участие в грантовых конкурсах. За два года работы организация «Рак победим» стала победителем в двух конкурсах Фонда президентских грантов и получила одну региональную субсидию.

«Гранты дают очень много возможностей. Пока у меня сложилось впечатление, что федеральные органы власти готовы поддерживать больше, чем региональные. Хотя я еще не взаимодействовала активно с местными органами власти. Но пока кажется, что для этого надо проявить много настойчивости», – продолжает Николаева.

Несколько раз сотрудники АНО «Рак победим» пытались пригласить на свои мероприятия местную администрацию, чтобы познакомиться и рассказать о своей работе. Ответа не было, и организация перестала приглашать, хотя, возможно, попытается скоро вновь наладить общение.

Обратная сторона медали

Но есть вещи, которые в регионах могут быть развиты лучше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Например, Ирина Николаева выделяет ресурсные центры в Ростовской области. Недавно АНО «Рак победим» победила в конкурсе, проводимом Общественным центром социальных инициатив. Организация выиграла индивидуальное сопровождение.

«Мы учимся выстраивать стратегию, разбираться в бухучете, вести документооборот и решать другие задачи, необходимые для профессиональной и качественной работы НКО. А еще ресурсные центры консультируют и помогают и вне этого конкурса – у меня всегда была возможность к ним прийти и спросить, как и что делать», – отмечает Николаева.

Фото: Med Badr Chemmaoui / Unsplash

В некоторых регионах есть НКО и волонтерские объединения, которые могут поддерживать конкретный хоспис или паллиативное отделение, отмечают в фонде «Вера». А еще на местах получается открыть полноценные службы паллиативной помощи, чтобы помогать местным пациентам, не тратя время на связь с федеральными службами, как, например, пермский «Больше жизни» или АНО «Самарский хоспис».

«У нас достаточно волонтеров, у которых были или есть онкозаболевания, поэтому нам легче на местах решать проблемы адресной психологической помощи подопечным в направлении равный-равному, в групповой и индивидуальной психологической поддержке», – добавляет президент орловского «Содействия».

Возможно ли решить проблему дисбаланса?

НКО не могут повлиять на некоторые факторы, например, на интересы потенциальных партнеров, активность местных властей или повестку крупных СМИ. Поэтому приходится искать другие форматы.

Так, «Содействие» расширило партнерскую сеть. Благодаря этому удалось выйти на государственные структуры и начать работать в районах области. А еще фонд много сотрудничает с региональными СМИ, благодаря чему удается привлекать внимание к своей работе хотя бы на региональном уровне.

«Что будет дальше — сложно сказать. Наши расходы постоянно растут, и уже сейчас количество запросов и средств, направленных на помощь, превышает количество денег, которые мы собираем», – заключает Мартьянова.

Фонд «Вера» работает над тем, чтобы сохранить сторонников, у которых по-прежнему есть возможность поддерживать, и через них выходить на новую аудиторию. Фонду удалось сохранить все проекты и продолжить помогать 17 хосписам по всей России. Но чтобы это сделать, пришлось сократить часть затрат на развитие и отложить некоторые идеи в сторону.

АНО «Рак победим» продолжает искать pro bono волонтеров и не отказывается от такой модели сотрудничества. Но сейчас организация также сконцентрировалась на поиске партнеров, которые смогли бы поддержать проекты и программы финансово.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике