На первой встрече медиаклуба «АСИ – Благосфера» в 2023 году речь шла о медийных площадках, которые могут использовать некоммерческие организации, и о том, как наладить общение с журналистами.
О профи для профи: Агентство социальной информации
Агентство социальной информации работает с 1994 года – это старейшее информационное агентство, которое освещает работу некоммерческого сектора в России. Аудиторию агентства можно условно разделить на две группы:
- Профессиональная аудитория, которая связана с НКО: сотрудники, волонтеры, профильные чиновники и т.д. Для них АСИ готовит образовательные и аналитические материалы, новости об инициативах и законах, которые влияют на работу третьего сектора.
- Массовая аудитория, которая интересуется благотворительностью. Для нее выходят материалы о проектах, работе и новостях некоммерческих организаций.
Самый простой вариант взаимодействия с АСИ – предложить информационный повод для новостей: это основной и самый популярный формат на сайте. Чтобы понять, подходит ли новость для агентства, можно посмотреть темы, которые освещает АСИ (в разделе «рубрики»), и редакционную политику.
«Можно предлагать новости о проблемах, с которыми вы столкнулись, о ваших инициативах или изменениях, которые происходят в вашей работе. Также можете присылать объявления и новости о результатах работы, например, если вы провели исследование», – говорит Ольга Воробьёва, главный редактор Агентства социальной информации.
Также можно предлагать анонсы, готовые новости о работе некоммерческих организаций и идеи для больших текстов: инструкций, колонок, разборов новых законов. Примеры аналитических текстов можно посмотреть по ссылке.
«Если у вас есть опыт, о котором вы хотите рассказать, можете написать нам, а мы пристроим ваши интересные кейсы в большие материалы», – продолжает Ольга Воробьёва.
В 2023 году АСИ также проведет несколько вебинаров, на которых редактор агентства подробнее расскажет, почему не все новости проходят отбор и как можно улучшить пресс-релизы НКО. Такие встречи уже проходили раньше, записи можно посмотреть на YouTube-канале АСИ.
Новости, темы для больших материалов и анонсы можно отправлять на почту news@asi.org.ru, готовые новости о работе НКО – через сервис «Прислать новость».
О грамотной благотворительности: «+1Люди»
«+1» – экосистема для продвижения идей устойчивого развития. Проект «+1Люди», который посвящен некоммерческому сектору и грамотной благотворительности, – часть этой экосистемы.
«Мы работаем как агрегатор НКО, помогаем собирать средства в поддержку проверенных организаций, принимаем заявки на помощь от пользователей, а также освещаем социальные проблемы и рассказываем о работе благотворительных организаций», – говорит Юлия Муратова, руководитель отдела по работе с НКО.
На сайте проекта есть несколько рубрик: «Афиша» (дайджест экологических и социальных событий), «Истории» (материалы о людях и организациях), «Полезная информация» (объяснения и инструкции), а также «Вы можете помочь» и «Вы помогли» – тексты о людях, которым нужна поддержка. Также на сайте есть справочники НКО и городских сообществ, в которых собрана информация, где, как и кому они помогают.
Проект «+1Люди» помогает НКО организовать сбор пожертвований на уставную деятельность и системные проекты, публикует новости о событиях и работе организаций, готовит совместные экспертные материалы.
Фото: Annie Spratt / Unsplash
Также продвигают тему благотворительности и в других проектах экосистемы:
- «+1Платформа» – онлайн-сообщество устойчивого развития для представителей компаний, некоммерческих организаций, экспертов, государственных и негосударственных институтов развития и локальных сообществ. У НКО есть возможность бесплатно вести собственную страницу на сайте в формате блога.
- «+1Город» – интерактивный помощник, который позволяет найти социальные и экологические сервисы в любой точке России.
Организации могут присылать темы для материалов и новостей на почту people@plus-one.ru или Юлии Муратовой (y.muratova@plus-one.ru). Подробнее о требованиях к текстам и форматах читайте в гайде. Также НКО могут подписаться на Telegram-чат проекта.
О социальных проблемах для всех: «Такие дела»
В 2015 году фонд «Нужна помощь» открыл портал «Такие дела»: медиа, которое рассказывает о социальных проблемах и благотворительности. С 2023 года СМИ формально отделилось от фонда.
«Мы стали самостоятельным медиа, но в том, что касается фандрайзинговой активности, продолжим сотрудничать с фондом «Нужна помощь». Только немного изменятся правила», – говорит Инна Кравченко, заместитель главного редактора «Таких дел».
Портал «Такие дела» поддерживает НКО, публикуя о них фандрайзинговые тексты: рассказывает о работе организации и о проблемах, которые она решает, в конце есть форма для пожертвования. Но в 2022 году редакцию пришлось сократить: если раньше в неделю выходило пять-шесть таких материалов, теперь один-два.
НКО и сейчас могут предлагать свои темы для фандрайзинговых текстов: редакция отберет самые интересные. Но если из идеи не получится сделать качественный текст, могут отказать.
В 2022 году у портала появилась рубрика «Выезжаем»: авторы портала едут в регионы, чтобы рассказать частные истории. Читатели портала сами выбирают, о чем они хотели бы читать, и оформляют пожертвование на командировку.
Также «Такие дела» практически перестали публиковать новости о работе НКО. Продолжают выходить фотоистории, видеоматериалы, рубрики «Как устроено» (объяснение сути социальных проблем) и «Монологи» (истории от первого лица), афиша и истории.
«В первую очередь нас интересуют человеческие истории: мы делаем из них лонгриды. У них может быть фандрайзинговый потенциал. Если герой связан с конкретной НКО, мы можем добавить плашку “помогаем” и форму для пожертвований, если организация верифицирована фондом “Нужна помощь”», – объясняет Инна Кравченко.
Присылать анонсы и идеи для больших материалов можно на почту news@takiedela.ru.
Питчинг-сессии для НКО: «Милосердие.ру»
«Милосердие.ру» – православный портал о благотворительности. На портале есть новости, статьи, анонсы и просветительские материалы. А также сборы на адресную помощь для подопечных российских НКО.
Чтобы помочь НКО готовить интересные и понятные материалы, «Милосердие.ру» проводит получасовые питчинг-сессии. Встречи проходят онлайн: на них можно познакомиться с редакцией, получить контакты журналистов и познакомиться с основными правилами редакционной политики.
Фото: Taras Shypka / Unsplash
Во время сессии НКО могут рассказать о себе и предложить несколько тем для материалов. Можно предложить сделать новостной или расширенный материал – в зависимости от запросов НКО и интересов медиа. Строгую верификацию перед этим проходить не надо.
«Обычно это сырой набросок, и мы вместе за полчаса делаем из него что-то интересное. Например, с фондом помощи беженцам «Дом с маяком» мы сделали материал о волонтерах-кураторах», – говорит Ксения Татарникова, редактор портала «Милосердие.ру».
В конце таких публикаций «Милосердие.ру» добавляет ссылку на сайт, чтобы читатели могли перейти и помочь организации.
«Милосердие.ру» приглашает НКО записаться на питчинг-сессию. Для этого нужно заполнить заявку. Если времени на встречу нет, можно предложить готовый релиз в Telegram-чате медиа.
О благотворительности вслух: «Адреса милосердия»
Программа «Адреса милосердия» выходит в эфире радио «Маяк» уже 23 года. Это цикл передач о людях, которым нужна помощь, и о некоммерческих организациях, которые им помогают. Гостями передачи становятся руководители НКО, представители волонтерских сообществ, социальные предприниматели.
«Адреса милосердия» можно слушать в эфире станции по субботам с 18.00 до 19.00 или смотреть записи передач на сайте «Смотрим».
«К нам можно прийти, чтобы «прозвучать» на всю страну. Мы берем в эфир все темы, которые актуальны и волнуют нас», – говорит Александр Ветров, ведущий радиопрограммы «Адреса милосердия».
Программа позволяет привлечь внимание к работе НКО, заинтересовать жертвователей и просто проинформировать слушателей, какую помощь сейчас можно получить и кто ее оказывает. Нельзя затрагивать политические вопросы и рекламировать коммерческие организации.
Выходят в эфир и региональные НКО: ведущие звонят и спрашивают у сотрудников организаций, как устроена их работа. Либо, если представитель организации проездом в Москве, он может прийти в студию и записаться вживую. Главное, чтобы региональный проект был интересен аудитории радиостанции – в основном это мужчины в возрасте 40+ из городов-миллионников.
Чтобы предложить идею для эфира, можно написать Александру Ветрову в Telegram: лучше сразу представиться и коротко описать, о чем хочется рассказать в программе.