Новости
Новости
03.05.2024
02.05.2024
27.04.2024
18+
Статьи

Благотворительность в Индии: обзор фонда «Истоки»

15 августа отмечается День независимости Индии. Сегодня это самая населенная страна мира, в ней живут 1,41 млрд человек, 17,7% населения планеты. Индия – третья в мире по паритету покупательной способности. А что в этой стране с филантропией? Фонд «Истоки» разбирался в истоках и настоящем индийской благотворительности.

Фото: Ashwini Chaudhary (Monty) / Unsplash
Юлия Бочкова

заместитель исполнительного директора по взаимодействию с благотворителями и попечителями Фонда целевого капитала «Истоки»

Какие проблемы решает благотворительность в Индии

По мнению многих историков и политологов, Индия представляет собою самобытную государство-цивилизацию. История страны уходит корнями в глубь тысячелетий – именно здесь, между реками Индом и Гангом зародился один из трех древнейших очагов человеческой цивилизации.

Культура благотворительности в Индии насчитывает несколько тысячелетий. Так, в Бхагавадгите, памятнике древнеиндийской религиозно-философской мысли IV-III веков до н. э. говорится: «Тот, кто наслаждается изобилием, не делясь с другими, на самом деле вор…»

30%
населения Индии жертвуют официально зарегистрированным некоммерческим организациям

На образ индийской благотворительности в разное время оказывали влияние разные религиозные традиции и культуры: индуизм, ислам, буддизм, христианство. Свой след, безусловно, оставили англичане – период британского владычества разной степени интенсивности продлился с начала XVII века по 1947 год. Сегодня доминируют индуистские верования (придерживаются 80,5% населения) и ислам (13,5%).

Самые насущные социальные проблемы Индии – массовая бедность и ограниченный доступ к качественным медицине и образованию. На решение этих трех основных задач и направлено большинство благотворительных инициатив.

Показателен пример Субхасини Мистри. Муж этой женщины умер из-за невозможности получить квалифицированную медицинскую помощь. Субхасини осталась в 23 года одна с четырьмя детьми на низкооплачиваемой работе домашней прислуги. Тем не менее ей удалось скопить небольшую сумму, эквивалентную сегодняшним 87 тыс. рублей. На эти деньги при поддержке еще нескольких неравнодушных местных жителей Субхасини Мистри прямо в деревенской хижине открыла больничную палату для лечения бедняков и нашла трех врачей, готовых работать в свое свободное время бесплатно. Спустя несколько лет, в 1993 году Субхасини основала благотворительный фонд Humanity Trust, и уже в 1996 на пожертвованные средства была построена трехэтажная больница на 45 коек, в которой с тех пор ежегодно лечатся бесплатно тысячи малоимущих пациентов.

Пример Субхасини Мистри – один из тысяч подобных. Конечно, далеко не всякий способен построить собственную больницу, но актуальная статистика говорит о том, что более 80% взрослого населения Индии хотя бы раз в год жертвуют на благотворительные цели.

При этом лишь 30% жертвуют официально зарегистрированным некоммерческим организациям – большая часть индийской филантропии носит неформальный характер, включая помощь внутри родственного круга и локальных общин.

Вклад бизнеса и целевые капиталы

Год от года растет вклад бизнеса в развитие некоммерческого сектора, который привносит в индийскую благотворительность международные подходы.

Действуют в стране и эндаументы. Первый известный нам индийский фонд целевого капитала JN Tata Endowment был основан в 1892 году – во времена британского колониального владычества.  Учредителями фонда стали основатель Tata Group Джамсетжи Тата и его компаньоны: англичанин Джозеф Раунтри и американский промышленник шотландского происхождения Эндрю Карнеги. Джамсетжи Тата сколотил состояние в период ускоренной индустриализации и стал одним из первых классических благотворителей-владельцев капитала индийского происхождения. Созданная им компания Tata Group со временем превратилась в одну из ведущих финансово-промышленных групп Индии, в которой сегодня работает более 900 тысяч сотрудников. Tata Endowment успешно работает до сих пор, это основа корпоративной благотворительной программы всей корпорации.

Экономика Индии стабильно развивается последние 20 лет. Так, в 2022 году ВВП вырос на 8,7% и достиг 3,4 триллиона долларов США. Уровень крайней бедности с 2011-го по 2019 годы сократился с 22,5% до 10,2%, растет доля среднего класса. Тем не менее, массовая бедность как явление сохраняется (более 140 миллионов человек), как и неравенство между очень бедными и очень богатыми (Индия занимает 3-е место в мире по количеству миллиардеров после США и Китая). Основным средством борьбы с бедностью власти Индии видят дальнейший ускоренный рост экономики – поставлена амбициозная цель достичь уровня ВВП в 5 триллионов долларов США к 2025 году.

Фото: Dewang Gupta / Unsplash

По мере успехов индийской экономики все более популярной становится идея повышенной социальной ответственности крупного бизнеса. Индийское государство предпринимает усилия по привлечению крупных компаний к решению социальных проблем. В стране действует ряд законов, регулирующих сферу корпоративной благотворительности. Это закон о регулировании иностранных взносов (Foreign Contributions Regulation Act (FCRA), принятый в 1976 году, закон о подоходном налоге и закон о компаниях (2013 год)).

В 2014 году был принят закон, который обязал крупный бизнес тратить не менее 2% прибыли на корпоративную социальную ответственность.

Благодаря законодательным изменениям, корпоративная благотворительность в Индии стала более структурированной и рассчитанной на более длительные временные горизонты.

Тем не менее, именно государство – основной игрок на поле решения социальных проблем. Доля бюджетного финансирования в соответствующей сфере достигает 95%. Доля бюджетных расходов на социальные нужды растет из года в год: в 2021 году она составляла 8,6% ВВП, а в 2022 году уже – 9,6%. Во многом этот рост обусловлен тратами в связи с преодолением пандемии коронавируса. То, что Индии нужна развитая экосистема негосударственного некоммерческого сектора, стало особенно очевидным именно в период пандемии Covid-19, когда государственные службы явно не справлялись с объемом и характером задач. 

Несмотря на давние, уходящие в историю традиции взаимопомощи, частная благотворительность в Индии (по крайней мере та, которую фиксирует статистика) растет весьма умеренными темпами – примерно на 8% за последние пять лет.

В 2022 году зарегистрированные частные пожертвования составили около 13 миллиардов долларов, что для страны с полуторамиллиардным населением выглядит более чем скромной цифрой.

Из этих 13 млрд долларов только примерно 11,2 млрд можно классифицировать по типам доноров:

  • 3,3 млрд долларов – корпоративная социальная ответственность (КСО),
  • 3,6 млрд долларов – семейная благотворительность частных лиц со сверхвысоким доходом (UHNWI – «ультрахайнеты», собственный капитал – свыше 1000 крор* рупий), состоятельных частных лиц (HNWI – «хайнеты», собственный капитал 200-1000 крор рупий (2,38-11,9 млрд руб.)) и частных лиц с собственным капиталом 7-200 крор индийских рупий (83,3 млн– 2,38 млрд руб.),
  • 4,3 млрд долларов – розничная благотворительность.

*1 крор = 10 млн рупий, по курсу на 12.08.2023 10 млн рупий = 11,9 млн руб., а 1000 крор = 11,9 млрд руб.

За последние пять лет расходы на КСО в индийских кампаниях выросли на 13%, достигнув в 2022 году 3,3 миллиарда долларов (27 000 крор рупий/321,3 млрд руб.). Несмотря на то, что в 2022 году темпы роста расходов на КСО несколько замедлились, ожидается, что рост в перспективе сохранится и объемы программ КСО к 2027 году достигнут 6,4 миллиарда долларов (52 000 крор рупий/618,8 млрд руб.).

Доля корпоративных пожертвований в общем объеме частных пожертвований в стране продолжает расти и достигла 30% в 2020 году (к примеру, в США корпоративная филантропия составляет менее 5% всех благотворительных пожертвований). Такому росту способствует не только увеличение количества корпораций с высоким уровнем дохода, попадающих под условия закона, но и тот факт, что все больше компаний в Индии тратят на благотворительность суммы, превышающие обязательную двухпроцентную квоту.

При этом около 50% расходов на КСО сконцентрированы всего в нескольких штатах, а именно: Махараштра (столица Мумбаи), Гуджарат (Гандинагар), Карнатака (Бангалор) и Тамил Наду (Ченнай), что указывает на некоторую территориальную диспропорцию.

Махараштра. Фото: Dean David / Unsplash

Семейная и розничная благотворительность

Объемы семейной благотворительности выросли на 12% за последние пять лет, достигнув в 2022 году 3,6 миллиарда долларов (29 600 крор рупий/352 млрд руб.), главным образом за счет роста числа хайнетов. Взносы ультрахайнетов были нестабильными: в большинстве эта категория доноров сократила объем пожертвований на 5% в 2022 году, несмотря на увеличение их совокупного состояния на 9%. Индийские ультрахайнеты продолжают жертвовать значительно меньше по сравнению с аналогичными в США, Великобритании и Китае.

Розничная благотворительность в Индии с 2017 по 2022 год росла на скромные 6% в год, при этом объем пожертвований в 2022 году достиг 4 миллиардов долларов (32 700 крор рупий/389 млрд руб.).

С ростом среднего класса и резким ростом числа доноров ожидается, что объем розничных пожертвований будет расти на 9% ежегодно и составит около 29% от общего объема частных пожертвований к 2027 году.

Большой дефицит государственного финансирования ясно показывает, что все группы частной благотворительности будут играть огромную роль в содействии инклюзивному и устойчивому развитию, удовлетворению неотложных и важных потребностей индийского общества. Так, программы КСО будут обеспечивать стабильное финансирование и расширение проверенных некоммерческих инициатив. Хайнеты и богатые благотворители – это формирующаяся группа с высоким потенциалом для поддержки экосистемы благотворительности. Ультрахайнеты, в свою очередь, могут сыграть особенно важную роль в укреплении инфраструктуры благотворительности, предоставляя гибкий и долгосрочный капитал.

В семейной благотворительности (ультрахайнеты, хайнеты и богатые благотворители) просматривается формирование двух групп, которые в перспективе будут влиять на изменения в благотворительности и разрушение отраслевых барьеров:

  • жертвователи нового поколения – профессионалы и предприниматели — владельцы богатства первого поколения,
  • благотворители — наследники семейного капитала, к которым относится нынешнее поколение традиционных семейных филантропов.

Предполагается, что доноры-наследники будут менять свои подходы к благотворительности – выйдут за рамки исторических предпочтений своих семей в финансировании тех или иных программ и начнут фокусироваться на тех направлениях благотворительной деятельности, где наблюдается дефицит финансирования. Более 90% доноров разных поколений все больше вовлекаются в популярную международную повестку: изменение климата, ESG, инклюзивность, а также развитие инфраструктуры благотворительности как таковой.

Ультрахайнеты — распределение объемов пожертвований по направлениям

Большинство современных жертвователей готовы участвовать в нетрадиционной для Индии благотворительности: делиться идеями и своим опытом, предоставлять нецелевое финансирование и совместно финансировать проекты.

По оценкам индийских экспертов, благотворительное поведение нынешнего поколения частных доноров указывает на позитивные сдвиги в развитии сектора индийской благотворительности по мере того, как в стране реализуется концепция «Индии-100».

По концепции к 2047 году – столетию своей независимости – Индия должна обеспечить высокие темпы экономического роста, достижение социальной справедливости, уменьшение государственного вмешательства в экономическую сферу и создание современной инфраструктуры во всех регионах страны, а по итогу войти в число развитых стран мира.

Источники:

  1. https://www.bain.com/insights/india-philanthropy-report-2023/
  2. https://www.livemint.com/Specials/91k22CWjd0CU36or3ezHoN/Philanthropy-in-India-an-ageold-tradition.html
  3. https://india.candid.org/reports/
  4. https://www.ubs.com/content/dam/ubs/global/wealth_management/philanthropy_valuesbased_investments/indian-philanthrophy.pdf
  5. https://cafindia.org/publications/
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике