«Точно!» — это конкурс медиапроектов социального воздействия. Его задача — мотивировать создателей контента в своих работах больше внимания уделять социальным темам и в то же время отслеживать, какие изменения происходят в обществе после их публикации.
Конкурс мониторит и собирает лучшие кейсы медиапроектов и маркетинговых кампаний с импакт-составляющей.
«Пора не просто говорить, что мы сделали, а говорить о том, что у нас получилось. Когда мы начинаем смотреть на проекты с точки зрения их социального воздействия, то понимаем чуть больше о результатах нашей работы. Такие конкурсы, как “Точно!”, — это возможность увидеть работу еще с одного ракурса», — объясняет Наталья Гладких, главный редактор журнала «Позитивные изменения» и член жюри конкурса.
До 2023 года конкурс назывался «Реклама будущего». Его организовал фонд развития медиапроектов и социальных программ Gladway в 2018 году на основе опыта организации и участия в конкурсах и фестивалях социальной рекламы.
Как правило, социальная реклама показывает существующую проблему и объясняет, как ее решить: куда обратиться, какую помощь можно получить и т. д. Авторами социальной рекламы могут быть как НКО, так и коммерческие компании или государственные органы.
«Такая социальная реклама уже есть. Следующий шаг — понимание социального эффекта и социального воздействия в целом медиапроектов, куда в том числе входит и социальная реклама. Поэтому с 2023 года конкурс расширился и получил название “Точно!”», — объясняют организаторы конкурса.
В 2023 году на конкурс было подано около ста работ. Из них 20 прошли в шорт-лист и 13 получили призовые места. При этом победители есть только в семи из 13 номинаций.
АСИ посетило церемонию награждения и решило рассказать о трех проектах-победителях, которые отметили эксперты конкурса в 2023 году.
Номинация «Точно! Социальный эффект». Первое место — «Слова будущего. Капсулы времени для голосов»
Этот проект — совместная работа креативного агентства «Соль» и благотворительного фонда «Живи сейчас». Организация поддерживает людей с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Это прогрессирующее заболевание: на последней стадии человек лишается голоса.
Создатели проекта записали голоса пяти подопечных фонда. Каждый из них выбрал одно слово, которое хотел бы передать будущим поколениям, озвучил его своим голосом и объяснил выбор.
Среди этих слов — «любовь», «мечта», «любимая», «жизнь» и «необходимость». Их оформили в виде NFT-капсул.
Внутри каждой капсулы — треки современных российских музыкальных групп. Покупая NFT-капсулу, пользователь помогает фонду «Живи сейчас»: собранные средства идут на помощь людям с БАС.
«Этот проект — показатель того, что и при меньшем бюджете можно достичь больших изменений, главное — выбрать подходящий формат», — отметил на церемонии награждения Дмитрий Чигирин, креативный директор агентства «Соль».
Проект «Слова будущего. Капсулы времени для голосов» занял третье место еще в одной номинации конкурса — «Точно! Кампания».
«О людях с БАС узнали миллионы, и их голос был услышан. Это стало возможным во многом благодаря футуристичному, инновационному для социальной рекламы исполнению и выбору NFT в качестве главного медиа», — отмечают авторы проекта.
Номинация «Точно! Коллаборация». Первое место — фильм «Время года зима».
В 2022 году на экраны вышла драма «Время года зима». Главная героиня фильма — Катя. У нее сложные отношения с мамой, та в последнее время стала вести себя совсем странно. Вскоре Катя узнает, что у матери болезнь Альцгеймера.
Фильм сняла режиссер Светлана Устинова. Тема деменции ей близка: несколько лет назад у ее мамы обнаружили болезнь Альцгеймера.
Чтобы фильм вышел правдоподобным, Светлана обратилась за консультацией в фонд «Альцрус», который поддерживает семьи людей с деменцией. Благодаря этому на экране удалось не только показать историю семейных отношений, но и поднять вопрос низкой осведомленности о деменции и обратить внимание на проблемы людей, столкнувшихся с этим диагнозом.
Фильм показывает «путь» болезни: от первых тревожных звоночков до момента, когда мама совсем перестает узнавать Катю.
«С одной стороны, люди получили поддержку: на большом экране вышло что-то про их проблему, а с другой — некоторые начали замечать изменения в своих близких. Можно сказать, что этот фильм внес свой вклад в повышение осведомленности о болезни», — рассказала об этой картине АСИ Александра Щёткина, президент фонда «Альцрус».
В конце фильма авторы добавили логотип и адрес сайта «Альцрус». Чтобы зрители не только узнали, что существует такой диагноз, но и знали, куда обратиться за помощью. Эффект появился почти сразу после выхода картины в прокат: в фонд стали звонить с вопросами и благодарить за работу.
Номинация «Точно! Потенциал». Первое место — социальный ролик «Шарики — убийцы»
Социальный образовательный ролик «Шарики — убийцы» был нарисован аниматором Сергеем Посохиным по заказу телеканала 2×2. Это 30-секундный ролик, в котором объясняется, что воздушные шары вредят экологии: из-за них умирают птицы и рыбы.
«Шары разлагаются более пяти лет, фольгированные — десятки лет, загрязняя среду на долгое время, ведь шары после запуска никто не собирает. Они могут улететь в леса, парки, на природные территории, запутаться в проводах, попасть в канализационные системы», — объясняют в движении «Мусора.Больше.Нет».
В России многие некоммерческие организации и органы власти выступают против воздушных шаров. Например, петербургский Комитет по природопользованию поддерживает инициативу «РазДельного сбора» о введении запрета на запуск воздушных шаров на городских праздниках.
Еще в 2019 году администрация Петрозаводска не рекомендовала выпускать в небо воздушные шары и бумажные фонарики во время выпускных. В тот же год иркутский студент добился отмены запуска шаров во время бала выпускников.
При этом до 2023 года не было простого и популярного медиапродукта, который бы объяснил, в чем основная проблема запуска воздушных шаров в небо.
Главная задача ролика — объяснить целевой аудитории канала, какие проблемы возникают из-за запуска воздушных шаров, и мотивировать людей отказаться от них, чтобы обеспечить безопасность птиц и сохранить экологию.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
Ролик победил в номинации «Точно! Потенциал»: говорить о социальных изменениях, которые произошли благодаря его публикации, еще рано, но жюри видит в нем большой потенциал.
Это не полный список победителей: посмотреть все проекты, которые отметило жюри, можно на сайте конкурса.
Обновление за 5 февраля 2024 года:
Учитывая официальную позицию фонда «Живи сейчас», цитата Дмитрия Чигирина была отредактирована.