До 1 июля 2024 года правительство должно изучить тюменский опыт по оказанию медпомощи бездомным людям. Об этом говорится в поручении Владимира Путина, опубликованном по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
«Системные решения — это то, к чему мы должны стремиться, потому что в ручном режиме можно помочь одному, десяти, сотне человек, но, когда мы говорим о тысячах и сотнях тысяч, нужно системное решение», – говорит Ольга Демичева, президент Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы».
В основе опыта, который предлагают тиражировать по всей стране, — работа Центра развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие». В отличие от многих других НКО, работающих с темой бездомности, «Милосердие» оказывает не только социальную, но и медицинскую помощь своим подопечным.
Благодаря медицинской лицензии, которая есть у центра, после выписки из больницы человек не идет долечиваться на улицу, а попадает в центр, где ему помогают профильные специалисты. Одновременно с этим социальные работники восстанавливают документы.
«Очень часто в регионах есть проблема: люди уже получили экстренную медицинскую помощь, но продолжают находиться в лечебном учреждении по социальным показаниям. В нашем регионе эта проблема решена благодаря нашему участию в системе помощи», — говорит Андрей Якунин, руководитель центра «Милосердие».
Фото: Илья Бархатов / АСИ
Кроме того, в «Милосердии» развивают систему долговременного ухода и оказывают плановую медицинскую помощь людям. Если нужно, центр обеспечивает подопечных лекарствами и техническими средствам реабилитации.
Подробнее о работе центра «Милосердие» АСИ рассказывало в январе этого года.
Тандем государственной и некоммерческой помощи в Тюмени
Как отмечает Андрей Якунин, организовать комплексную помощь удается при поддержке местных властей. Еще в 2003 году Якунин стал одним из инициаторов заключения соглашения о сотрудничестве между Департаментом здравоохранения Тюменской области и Тобольско-Тюменской епархией. Помощь бездомным людям — одно из направлений совместной работы.
«Медицинская помощь сначала была в ручном режиме. Когда нужно было помочь человеку без документов, иногда решали этот вопрос лично через руководство департамента, обращались к главврачам», — рассказывает Андрей Якунин.
Чтобы систематизировать помощь бездомным людям, в 2017 году решили открыть центр «Милосердие». Организация вошла в реестр поставщиков социальных услуг и получила в безвозмездное пользование помещение для оказания помощи подопечным.
По словам Якунина, все структуры города, от которых зависит эффективность оказания помощи бездомным, активно взаимодействуют с организацией. Например, бездомных в центр часто привозят сотрудники лечебных учреждений и полиция, предварительно согласовав приезд.
Государство не может взять на себя полностью помощь бездомным людям из-за многих барьеров, продолжает Якунин. У многих людей на улице нет документов и страховых полисов, другим страшно обращаться за помощью из-за страха осуждения, третьи не знают, где получить нужную помощь. Поэтому оптимальный выход — создавать профильные НКО.
К 2020 году «Милосердие» получило медицинскую лицензию, при поддержке местных властей привели помещение в соответствующий вид и открыли нужные кабинеты. Если человеку требуется медицинское вмешательство, центр готовит его, передает в больницу, а после забирает к себе долечиваться.
Роль государства в этой работе
Межведомственное взаимодействие — основа системной помощи бездомным людям в Тюменской области, подтверждает Дмитрий Грамотин, директор местного департамента социального развития.
«Людям неважно, откуда идут средства. Им важно, чтобы они могли получить своевременно качественную и безопасную помощь. Сегодня в городах региона у нас есть четыре поставщика социальных услуг, которые помогают бездомным людям. Из них два — это некоммерческие организации», — продолжает Грамотин.
За каждым поставщиком социальных услуг закреплена поликлиника. Проживающие в стенах центров и приютов получают в них медицинскую помощь. За 2023 год более двух тысяч бездомных людей получили необходимую помощь от НКО, около 500 из них оказали медицинскую помощь.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Медицинские организации информируют поставщиков соцуслуг о том, что у них есть бездомные, которые проходят лечение. Когда наступает этап выписки, бездомных забирают в центры, где НКО продолжают работу с ними.
«Мы пересмотрели наши региональные стандарты оказания услуг. Мы компенсируем НКО затраты на оказание социальных медицинских услуг и проведение всех медицинских манипуляций по направлениям врача», — говорит Дмитрий Грамотин.
Как отмечает Ольга Демичева, если решать вопросы с местными департаментами у НКО уже получается, то взаимодействие с Минздравом РФ только предстоит развивать. Поэтому организациям важно, чтобы к работе над тиражированием тюменского опыта подключилось и ведомство.
В идеале — устроить выездное мероприятие, чтобы НКО и органы власти увидели на практике, как «Милосердие» помогает бездомным людям в Тюмени, добавляет Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора.
О чем необходимо помнить?
«Важный фактор, определяющий эффективность медицинской помощи бездомным, — то, что эти люди не остаются за бортом. Они получают помощь. Конечно, стоит анализировать объем и структуру помощи, но главное в том, что люди не остаются одни», — продолжает Ольга Демичева.
При этом просто тиражировать опыт Тюменской области, не модернизировав его под потребности каждого отдельного региона, неправильно. Необходимо понимать, какие потребности у бездомных людей есть в разных городах и областях.
Например, в Москве бездомных больше: ежемесячно только в «Ангаре спасения» фиксируется порядка 12 тысяч обращений.
«Тюменская область — особенный регион. Региональный опыт взаимодействия НКО и власти очень интересен. Этот опыт может быть востребован и полезен и федеральным органам власти, и Москве. Но надо подумать над акцентами», — говорит Сергей Рудов, член Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик.
Реализовывать такие проекты можно только в синергии. Как отмечают эксперты, особенно успешные практики получаются при взаимодействии трех сторон: некоммерческих организаций, религиозных структур и государства.
Также важно объединять уже существующие рабочие практики разных НКО. Своя система помощи выстроена у НКО Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов.
Какие практики есть в других регионах?
В Адыгее нуждающимся помогает благотворительный фонд «Рука помощи». «В 2018 году мы решили открыть “Дом милосердия”, чтобы бездомные могли там временно жить и восстанавливаться. Сейчас в нем живут 15 человек, попавших в трудную жизненную ситуацию», — говорит директор фонда Арсен Шалбаев.
Здание для будущего «Дома милосердия» выделили фонду по распоряжению главы Адыгеи. Администрация сразу установила противопожарную систему. Фонд вошел в реестр поставщиков социальных услуг, и организация продолжает взаимодействовать с местными властями.
У фонда нет медицинской лицензии, но волонтеры организации прошли курсы помощи паллиативным больным. Фонд заключил соглашение с основными больницами республики. Благодаря этому удается вовремя оказать медицинскую помощь: за первичную помощь отвечают специалисты и волонтеры, а за профессиональные вмешательства — лечебные учреждения.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Наталья Першина — учредитель сразу двух НКО в Новосибирской области, которые помогают бездомным людям: АНО «Дом милосердия» и АНО «Твой дом». У организаций работают несколько стационаров, приют и адаптационное общежитие.
«У нас есть сестринское дело. Мы столкнулись с тем, что в поликлиниках люди получают назначения, а мы даже не можем их перевязать или выдать таблетки. И тогда мы тоже сделали лицензию, чтобы оказывать первичную медицинскую помощь. Но сейчас мы планируем развиваться в том же направлении, что и “Милосердие” в Тюмени», — говорит Наталья Першина.
По ее словам, в регионе не хватает межведомственного взаимодействия. Например, хотелось бы, чтобы НКО чаще привлекали при подготовке законов и правовых документов, потому что даже понимание бездомного человека у государства и НКО может отличаться.
В Москве вопрос оказания медико-социальной помощи не остался без внимания. Владимир Белов, заведующий отделением оказания медико-социальный помощи Центра социальной адаптации имени Е. П. Глинки, отметил, что бездомность часто приводит к значительным ухудшениям здоровья. При этом у большинства московских НКО нет лицензии на предоставление доврачебной помощи. Зная об этой проблеме, с декабря 2023 года в городе реализуется проект мобильных здравпунктов или пунктов фельдшерской амбулаторной помощи.
Это автобусы, оснащенные необходимым оборудованием для оказания доврачебной помощи тем бездомным, кто не может получить соответствующую поддержку в поликлиниках из-за отсутствия документов или в силу других причин. Практика реализуется совместно с некоммерческим сектором — мобильные пункты ведут прием по заранее согласованному графику на территории НКО, у которых нет лицензии на предоставление доврачебной помощи.
«Конечно, многое строится на личных отношениях и договоренностях, в том числе НКО и властей. Но если наша задача — масштабировать опыт и добиваться системных изменений в доступности медицинской помощи, то важно помнить, что личные отношения не масштабируются. Поэтому важно не только изучать успешный опыт в регионах, но и одновременно работать над системными проблемами повсеместно», — заключает Дарья Байбакова, руководитель московской «Ночлежки».