Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ изучает изменения в работе НКО с 2006 года. С 2007 года разработана схема, по которой проводят мониторинг третьего сектора уже более 15 лет.
В предыдущих материалах АСИ рассказывало о данных мониторинга НИУ ВШЭ за 2023 год об основных источниках доходов НКО и фандрайзинге, о доверии общества к работе гражданских организаций и о пожертвованиях.
Новая встреча, посвященная данным мониторинга, прошла 26 апреля в Общественной палате РФ.
«Нам было важно провести эту встречу на площадке Общественной палаты РФ, пригласить региональные общественные палаты для обсуждения. Мы раз в два года проводим исследование НКО, во время которого опрашиваем почти тысячу организаций», — отмечает Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.
Тренд на волонтерство
Один из показателей, который изучают исследователи, — это динамика использования волонтерского труда в некоммерческих организациях.
По данным мониторинга, с 2009 года процент организаций, использующих труд волонтеров, постепенно падал. Если в 2009 году добровольцы были у 73% опрошенных организаций, то к 2021 году этот показатель снизился до 57%.
Но в 2023 году исследователи зафиксировали резкий рост: 81% опрошенных отметили, что используют труд добровольцев в своей работе.
Как отмечает Ирина Мерсиянова, ответа, почему так происходит, у исследователей пока нет. Но несколько гипотез есть у экспертов.
Например, российский социолог Владимир Якимец предполагает, что такой рост обусловлен появлением стабильно работающих волонтерских организаций в регионах и поддержкой местных властей.
«Могу привести пример Красноярского края. У нас уже два года в грантовой программе ”Партнерство” есть критерий ”Использование волонтерского труда”. Этот критерий добавляет организациям балл при оценке грантовой заявки, и во время реализации проекта мы смотрим, как волонтеры вовлечены в грантовый конкурс, и по итогу оцениваем добровольческий труд», — предполагает Анна Репина, начальник отдела программ общественного развития Агентства молодежной политики и программ общественного развития.
Кроме того, развиваются устойчивые федеральные волонтерские организации: Российский Красный Крест, «Волонтеры-медики» и другие. Есть тренд на ситуативное и корпоративное волонтерство.
«Я думаю, мы зафиксировали вторичную динамику в этом исследовании. Конечно, произошел рост волонтерских инициатив. Мы сами рассматривали адаптационные практики НКО и выяснили, что когда есть ”навес” ожиданий от работников сектора, а при этом рабочее место становится все дороже и доступность специалистов не увеличивается, то их частично заменяют волонтеры», — отмечает Светлана Маковецкая, директор общественного фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований» (ГРАНИ).
Цифровые компетенции
Другой блок исследования — подготовка индекса базовых цифровых компетенций НКО.
НИУ ВШЭ выделяет четыре цифровых инструмента, которые оценивает по десятибалльной шкале: цифровое присутствие, цифровая инфраструктура, цифровой фандрайзинг и цифровые коммуникации.
Если оценивать эти четыре показателя вместе, то средний показатель по сектору составляет 2,2 балла, а самый лучший результат — 7,5 балла.
При этом сильных темпов развития цифровизации нет. Даже наоборот, с 2019 года, когда показатель цифрового фандрайзинга составлял 0,8 балла, пошло снижение – до 0,6 балла в 2023 году.
Фото: Jonas Schindler / Unsplash
Небольшой прирост есть в сферах цифрового присутствия и цифровой инфраструктуры. В целом индекс цифровых компетенций увеличился на 0,1 балла с 2021 года.
«До пандемии мы говорили, что границы между секторами стираются, НКО наравне с бизнесом, все дружно взаимодействуют. Но это не так. В гонке за успехи в цифровизации НКО пока проигрывают», — говорит Ирина Мерсиянова.
По данным исследования, лидеры цифровизации — организации, занимающиеся здравоохранением и социальными услугами, благотворительные НКО; «цифровые аутсайдеры» — чаще религиозные организации и организации, занимающиеся развитием жилищной сферы.
Чем крупнее организация, чем больше сотрудников и волонтеров в ней есть, тем в среднем выше будут цифровые компетенции.
Роль НКО в решении социальных проблем
Другой важный аспект исследования — роль НКО в решении социальных проблем. Во время мониторинга исследователи опрашивают не только руководителей НКО, но и обычных граждан.
В 2023 году 80% опрошенных россиян считали, что НКО должны участвовать (33% считают, что «безусловно должны», 47% — «скорее должны») в решении социальных проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры и в других направлениях.
Этот показатель держится примерно на одном уровне более десяти лет.
Наиболее востребованные сферы, в которых нужна поддержка НКО, по мнению опрошенных, — здравоохранение (47% ответов), помощь малообеспеченным семьям (21%), поддержка военнослужащих, ветеранов СВО и их семей (37%).
«Почему именно в этих направлениях население видит ”великую роль” НКО? Все объясняется просто — именно эти сферы находятся в плохом состоянии, по мнению россиян», — объясняет Ирина Мерсиянова.
Среди сфер, которые чаще всего упоминаются в плохом состоянии, — здравоохранение (42% ответов), социальное обеспечение (35%) и образование (30%).
По мнению россиян, НКО в первую очередь должны контролировать работу медучреждений — так считают 49% опрошенных. А руководители организаций считают, что в первую очередь НКО должны защищать права пациентов (так отвечают 52% опрошенных руководителей).
Материал подготовлен по итогам круглого стола «Тренды развития российских НКО в цифрах и фактах: по материалам мониторинга ВШЭ (2007–2024 гг.)», который прошел в Общественной палате РФ. Посмотреть видеозапись обсуждения можно по ссылке.