Государственное финансирование обычно получают крупные проекты, которые охватывают большое количество людей. Но есть и локальные НКО, которым тоже нужны деньги. О том, как подобные инициативы могут привлекать финансы, рассказали 11 июня на вебинаре «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Вебинар — часть Школы актуального фандрайзинга, которую проводит благотворительный фонд «Гарант».
Научить переводу средств онлайн
В библиотеке деревни Шелоховская Приозерного территориального округа Архангельской области долго не могли заменить окна. Холодно в той библиотеке было даже летом. Администрация деньги на замену окон не выдавала.
Тогда одна из жительниц деревни Екатерина Окулова инициировала проект «Окна для Шелоховской библиотеки». Первое, что она сделала, — создала сайт для сбора средств. К сбору решили записать видеоролик: в нем в библиотеку летом приходит Дед Мороз, а дети стоят в куртках и рассказывают ему, что им холодно.
Многие жители хотели поддержать инициативу, но столкнулись с проблемой: большинство из них не умели переводить деньги через онлайн-банки и не понимали, как работает сайт. Некоторые даже хотели просто принести наличные в библиотеку, чтобы помочь. Так у проекта появилась волонтерская группа, которая стала обучать пожилых жителей современным технологиям.
Все время сбора на «Окна для Шелоховской библиотеки» в проекте делали фотоотчеты и скриншоты сайта. По мнению Екатерины, благодаря видео и ежедневным отчетам инициатива набрала много лайков и репостов. А это, в свою очередь, помогло собрать нужную сумму — 50 тысяч рублей.
«Мы изучали разные способы продвижения в соцсетях, объясняли, почему нам нужны средства на новые окна и двери и сами окна с дверьми. Я считаю, важно объяснять аудитории, почему то, что мы делаем, важно. И видео мы сделали, чтобы наглядно объяснить, зачем мы всем этим занимаемся», — говорит Екатерина.
Фото: Maria Krasnova / Unsplash
Она считает, что в успешном завершении сбора им помогли:
- Видеосюжет о библиотеке в проекте «Доброе ТВ», который реализуют «Гарант» и ВГТРК «Поморье»;
- Подробное объяснение значимости проекта;
- Обучение потенциальных жертвователей переводу средств онлайн;
- Широкий охват благодаря лайкам и репостам;
- Ежедневные посты о продвижении сбора и фотоотчеты;
- Благодарность участникам сбора.
Устроить праздник, чтобы собрать деньги
Николаевск-на-Амуре находится за 900 километров от регионального центра — Хабаровска. Поезда туда не ходят, добраться до другого населенного пункта можно только на машине или на самолете. Из-за этого и возникают трудности с финансированием социальных проектов, говорит руководитель ресурсного центра «Нижнеамурье» Елена Касаткина.
Она рассказывает, что решила организовать «Праздник мяча», чтобы поддержать физическую активность жителей своего города и чтобы собрать средства на дальнейшие проекты центра. Основным способом сбора средств выбрали волонтерский фандрайзинг.
«Одна из технологий, которую мы попробовали, — волонтерский фандрайзинг, как самый приятный способ помогать. Действительно, получился настоящий праздник в городе. Город буквально стоял на ушах, некоторые впервые слышали слово ”фандрайзинг”», — вспоминает Елена.
Посетить «Праздник мяча» и благотворительный фестиваль можно было через специальные волонтерские ворота, у которых стояла урна для сбора пожертвований. Внести можно было любую сумму.
По мнению Елены, главное в этом мероприятии то, что оно помогло жителям понять, что благотворительностью можно заниматься с удовольствием. А в ходе фестиваля удалось собрать средства на покупку формы для детской футбольной команды города — 30 тысяч рублей.
Испечь тысячу пирожков для добрых дел
В Пряжинском районе Республики Карелии существует арт-село — общественная резиденция, созданная фондом содействия развитию гражданских инициатив Пряжинского района «Мельница» и его партнерами.
Резиденция работает как общественное пространство для жителей и просветительский центр в сфере работы с сообществами. Там есть зал, кухня, выставочный коридор, шесть комнат для проживания. В 2022 году там открыли пространство для детей, а потом и «Слюняриум» — место, где могут заниматься маленькие дети в возрасте до трех лет.
Как рассказывает директор фонда Екатерина Ефремова, в центре решили обустроить ледовый каток. Чтобы собрать на него средства, обратились на «Добрую кухню», фандрайзинговый проект фонда, существующий с 2015 года.
На «Доброй кухне» волонтеры пекут пирожки, а потом продают их местным жителям. Это помогает собирать средства на общественные проекты на территориях. К готовке и сборам для ледового катка присоединились подростки.
В течение трех недель они активно участвовали в проекте. Результат — 250 тысяч рублей на строительство катка.
Чтобы организовать подобное мероприятие, Екатерина Ефремова рекомендует:
- Проинформировать местных жителей о дате проведения акции и пригласить их помочь в подготовке;
- Если вы собираетесь печь пироги прямо на мероприятии, заранее позаботьтесь о площадке;
- Важно предусмотреть сдачу для покупателей, одноразовую посуду, салфетки, место для мусора, ящик для пожертвований;
- Необходимо рассказать, для чего проводится акция, в поддержку какого проекта;
- Написать пост-благодарность.
Автор текста: Алена Кордюкова