С детьми остался папа
Организация отцов-одиночек «Анаардас а5алар» из Якутии возникла в 2017 году, после того как ее руководитель Иннокентий Спиридонов остался один с восьмимесячным сыном на руках.
«После того как жена бросила ребенка, меня поставили на учет как отца-одиночку. А в 2017 году организация “Подросток“, в которой я состоял на учете, направила меня на Второй съезд отцов Якутии. Там я узнал, что в Якутии 8600 одиноких отцов (матерей-одиночек, для сравнения, 68 тысяч), но именно защитой прав одиноких отцов никакая специальная организация не занимается».
Иннокентий Спиридонов. Фото предоставлено организацией
Так возник союз одиноких отцов Республики Саха (Якутия) «Анаардас а5алар», и в 2019 году его официально зарегистрировали в качестве региональной общественной организации.
Большинство членов организации, по словам ее руководителя, вдовцы.
«При разводе у нас, как и в других регионах России, суд чаще всего становится на сторону матери, а дети остаются с ней, — говорит Иннокентий Спиридонов. — Но есть ситуации, когда мать умирает от рака или других болезней, при пожаре или аварии. И как показывает практика, одинокий отец, независимо от того, развелся он с женой или потерял ее, нередко старается беречь чувства детей и не приводит в дом другую женщину».
По словам Иннокентия Спиридонова, в его организации немало отцов, у которых пять и более детей. И отцы вынуждены в одиночку и работать, и заниматься детьми.
«Нередко бывает, у нас в чате пишут: “У меня ребенок не пошел в школу — нет обуви. Поделитесь, вдруг у кого есть”.
Или: “Одолжите 500 рублей до следующего месяца. У ребенка день рождения, хотел бы купить сладостей”», — рассказывает Спиридонов.
Фото: Freepik
«Мальчика воспитать нетрудно, — говорит Иннокентий Спиридонов. — Но представьте себе ситуацию, когда одинокий мужчина воспитывает девочку. Это ведь нужно каждый день косички заплетать и вместо мамы решать все девочкины проблемы!»
Дом или квартира всего за сто лет
Большая часть членов организации не имеют собственного жилья. Однокомнатная квартира в Якутске обходится съемщикам в сумму от 30 тысяч рублей в месяц.
При этом одинокий папа с детьми не может себе позволить высокооплачиваемую работу в республике: на месторождения надо на несколько месяцев уезжать вахтой, а на бюджетных предприятиях редко мирятся с ежедневными отъездами сотрудника в садики, школы, кружки, на утренники — зачастую в разгар рабочего времени. Остается ненормированная работа и возле дома — на стройках, в текущем ремонте. А это означит зарплату 50–60 тысяч рублей.
Сам председатель союза отцов-одиночек тоже занимается строительством. Не раз брал к себе в бригаду одиноких отцов, но в Якутии это только сезонная работа, в летний период. Поэтому, чтобы снимать жилье и при этом содержать детей, приходится устраиваться одновременно на две-три работы.
При этом многодетные семьи не всегда попадают в программы ипотеки. Даже если у папы хорошая зарплата, если разделить ее на 5–9 детей, подушевой доход семьи оказывается ниже требований по кредиту.
«Есть ипотека для молодых семей, есть дальневосточная ипотека, — рассуждает Иннокентий. — Но все они рассчитаны либо на солидный и стабильный доход, либо имеют возрастной ценз, либо относятся к представителям определенных профессий. Наши отцы в такие программы не попадают, я писал письмо об этом Владимиру Владимировичу Путину».
Из аппарата президента тогда ответили, что писать следовало сначала в правительство республики. Республиканские власти перенаправили письмо в якутское Министерство строительства. В Министерстве строительства перечислили имеющиеся ипотечные программы и порекомендовали отцам оформлять кредиты. На том дело и закончилось.
Фото предоставлено «Анаардас а5алар»
«Как же человек сможет приобрести жилье? — задается вопросом Иннокентий. — Допустим, он даже работает на нескольких работах и сможет каждый месяц откладывать по 10 тысяч. За год он накопит 120 тысяч, тогда как частный дом или квартира у нас стоят по 10–11 миллионов. Это сто лет надо копить на квартиру, столько люди не живут! Что-то в этой программе неправильно».
Земля есть, а строить не на что
Чтобы многодетные отцы могли построить жилье, РОО «Анаардас а5алар» получила участок земли в селе Хатассы недалеко от Якутска. Председатель распределил землю между самыми нуждающимися в жилье семьями (получилось 27 участков примерно по восемь соток). Подготовили общий проект строительства, составили счет-смету: на строительство нужно около 200 миллионов. На том дело и встало.
Кое-кто из отцов решил продать полученную землю — все-таки 2–2,5 млн, которые стоит участок, в семейном бюджете тоже были бы нелишними. Теперь Иннокентий Спиридонов уговаривает своих отцов землю пока не продавать и планирует обратиться за помощью по строительству в штаб «Единой России».
«В Якутии есть крупные компании — “Саханефтегаз“, “Алроса“, — говорит Иннокентий Спиридонов. — Может быть, им еще письмо напишем».
При этом всем понятно, что 27 участков всю организацию не спасут.
«Я планировал, что это будет пилотный проект для самых нуждающихся, — говорит председатель “Одиноких отцов“. — Например, в нашей организации состоят два отца, участники СВО, есть один человек после инсульта, который не ходит и не может работать».
Ведут одинокие отцы и переговоры с главами 36 якутских улусов. Хотят попросить выделить отцам участки и в других местах, помимо Якутска, — в Покровском, в Намцы, в Горном, в Кобяе. Отдельная сложность — поднявшиеся в последние годы цены на стройматериалы.
«Несколько лет назад у нас куб бруса стоил 8–10 тысяч рублей, а сейчас он 28–30 тысяч! — поясняет Иннокентий Спиридонов. — Ведь у нас все везут из Иркутска. Да у нас даже литр бензина стоит больше 70 рублей — и это в республике, которая добывает и поставляет на экспорт чуть не все таблицу Менделеева!»
Заметьте незаметного папу
Помимо решения проблем с жильем, «Одинокие отцы» каждый год проводят тематический фестиваль.
«Первый президент республики Михаил Николаев еще в 1999 году учредил у нас специальный праздник День отца, — рассказывает Иннокентий Спиридонов. — Во всей России он празднуется осенью, а у нас есть свой собственный, в первое воскресенье апреля».
Ежегодно к празднику «Одинокие отцы» проводят фестиваль «Мой папа — самый лучший». Это повод обратить внимание общества на злободневные проблемы отцов-одиночек. И как-то так получилось, что около 20 человек, которые участвовали в конкурсе с 2019 года, нашли себе пару.
«Я, когда познакомился с миром одиноких отцов, в первую очередь поразился тому, какие люди закрытые, — вспоминает Иннокентий Спиридонов. — Молчат, стесняются, о своих проблемах никому не рассказывают. Ну, у нас ведь какой стереотип: мужчины не жалуются. Бывает даже, что их проблемы решают бабушки, дедушки детей. На собрания, субботники ходят, звонят, переговоры за них ведут их родители. У тех, у кого они есть, конечно».
По словам Иннокентия Николаевича, депрессия — вообще частая проблема мужчин, которые теряют супругу. Поэтому в его организации очень нужны и юрист, и психолог. Пока таких специалистов нет, один из участников организации на общественных началах начал консультировать других, в том числе по вопросам получения льгот.
Фото: Freepik
Самая большая его мечта — сделать участников своей организации счастливыми. «Я и про дома-то им хлопочу, — говорит Иннокентий Спиридонов, — потому что ну какая женщина пойдет за мужчину, да еще многодетного, у которого ничего нет. А если у него будет жилье, это же совсем другая ситуация».