В 2023 году 267 пожилых людей родственники отказались забирать из Республиканской больницы скорой и экстренной медицинской помощи (РБ СЭМП). Родные бросают бабушек и дедушек возрастом от 60 до 90+. И это статистика только одного лечебного учреждения Карелии.
Такие брошенные пациенты есть в больницах всегда — их некуда выписать. Их судьбой занимаются социальные работники: разыскивают родственников, организуют перевозку, устраивают в пансионаты и дома-интернаты. В больнице говорят, что, как правило, у таких пациентов есть дети или другие родные, но по каким-то причинам они стали не нужны.
Брошенный человек
«Неблагополучные пациенты, которые поступают к нам в больницу, заметны сразу. Они неухоженные, в неопрятной одежде, с длинными волосами, с длинными ногтями. Чаще всего в таком виде поступают пожилые люди, но есть среди этой категории и молодые мужчины и женщины. Проблемы у нас возникают, когда приходит время для выписки. Доктор мне сообщает, что выписывать пациента некуда. И тут уже непосредственно начинается моя работа.
Я прихожу в отделение, знакомлюсь с человеком, разговариваю с ним, если он идет на контакт, может разговаривать, если нет деменции, я узнаю информацию у него. Затем работаю с историей болезни, там есть некоторые данные: адрес проживания и контакты родственников, если они указаны, иногда записывают данные соседей. Начинаю обзванивать родных, налаживаю контакт и очень аккуратно узнаю, что, как и почему», — рассказала АСИ социальный работник Республиканской больницы скорой и экстренной медицинской помощи Елена Деткова.
К таким пациентам на протяжении всего лечения, а это может быть две недели и дольше, никто не приходит, им ничего не приносят, часто нет личного телефона и в стационар тоже никто не звонит. Тогда сотрудники понимают, что это брошенный человек.
«Если после моих звонков кто-то из родных забирает пациента, значит, мы помогаем организовать перевозку домой. И это счастливые случаи. Но их немного, скажу я вам честно, — продолжает сотрудница больницы. — Чаще всего родственники отвечают так: “Мы с ним не общаемся, мы его знать не хотим, он жил одиноко, пьянствовал, и мы никакого отношения к нему не имеем. Нас не интересует его дальнейшая судьба, и мы в ней участвовать не будем”. И если вдруг я звоню повторно уже с другим каким-то вопросом, то просто не берут трубку. Если есть документы и жилье, то мы оформляем надомное обслуживание, сотрудничаем с комплексным центром социального обслуживания Карелии. Но самое страшное, с чем мы сталкиваемся практически два-три раза в неделю, — это домашнее насилие».
Семейные истории
Елена Деткова поделилась, что однажды к ней за помощью обратилась пожилая женщина. Она была истощенной, с нерасчесанными волосами, в потрепанных грязных вещах и с трудом говорила. Женщина рассказала, что ей сложно жить одной, она с трудом передвигается, стала еще и падать.
«Вы представьте ситуацию, люди жили в своем мире, дома у них свой уже организованный быт. И вдруг перелом ноги. И все, их мир перевернулся. И тут меняется вся система жизни. И в эти моменты нужно подключать родных. Мы ищем все связи, все ниточки. И если родственники оформляют в частные пансионаты немощных пожилых людей, это тоже счастливый случай. Цены сейчас там на проживание очень высокие, некоторые не имеют таких пенсий, поэтому родственники сами доплачивают», — объясняет Елена Деткова.
В дальнейшем сотрудница больницы выяснила, что у этой пожилой женщины есть дочка.
«Когда я спросила про дочку, бабушка стала мне рассказывать страшные вещи: дочка не может жить с людьми, она живет только с животными, наблюдается у психиатра и так далее. После ее рассказа мне стало жалко не только эту бабушку, но и ее дочь. Ясность внесла соседка, которая помогала ей. Она рассказала, что 40-летняя дочка посещает мать только один раз в месяц — в день пенсии. Она забирает у женщины все деньги, идет в соседний магазин, набирает три сумки вина и пьет. А пока она гуляет, мать сидит на табуретке по несколько суток, потому что постель занимает дочка», — говорит Елена Деткова.
Сотрудница больницы связалась с дочерью, но та категорично ответила, что помогать не будет, так как денег у нее нет. Для этой бабушки организовали перевозку и надомное обслуживание силами больницы, силами студентов.
Соцработник больницы призналась, что не так давно работала с пациентом, который поступил из леса: несколько лет мужчина жил один в шалаше, но однажды вышел из леса, переходил дорогу, и на Шуйском шоссе его сбила машина. С переломами он попал в РБ СЭМП.
Фото: Freepik
«У него нет документов, нет прописки, нет ничего. Он перенес две операции, находился в больнице около двух месяцев. Я проделала огромную работу, чтобы устроить его в пансионат, — уточняет Елена Деткова, — но в последний момент он наотрез отказался от помощи и вновь ушел в лес».
Еще одну пациентку в больнице прозвали Галя-пружинка. Женщина попала под поезд, в больнице ей ампутировали руку и ногу.
«Галя — многодетная мать, она родила пятерых детей. Четверо старших дочерей отказались ее забирать из больницы. Позднее я узнала, что пятый ребенок был усыновлен. Мы ее оформили в дом-интернат в Видлице, где ей предстоит пройти путь реабилитации, а также будет время подумать, так ли она жила, что ни одна дочь не захотела участвовать в ее судьбе», — замечает Елена Деткова.
«В день поступления в больницу пожилую женщину пинали ногами в живот сын с невесткой. А уже на глазах сотрудников скорой помощи они выхватили у нее сумку с документами и карточкой. Месяц она была в больнице. Здесь, — признается Елена Деткова, — я узнала, что такое материнское сердце. Оно прощает все. И вот такие мамы возвращаются вновь и вновь к своим непутевым сыновьям и дочкам.
Я начала работать с этой бабушкой. У нее помимо сына есть дочка, но она очень боялась приходить в эту квартиру. А когда я позвонила и объяснила ей ситуацию, то она сразу откликнулась и забрала маму из больницы. Было заведено уголовное дело, я следила за этой историей, сыну и невестке вынесено предписание освободить эту квартиру, поскольку проживали они там незаконно».
АСИ ранее писало, что в Петрозаводске открыта социальная гостиница для женщин, пострадавших от насилия в быту. В этот кризисный центр могут обращаться и пожилые люди. Если вам страшно, больно, стыдно, обидно, если вам или вашим близким нужна помощь, позвоните по телефону 77-30-52. Служба работает круглосуточно.
Призвание — помогать людям
Елена Деткова работает социальным работником только два года. По словам женщины, в работе ее вдохновляет, придает сил и терпения то, что она видит результат своего труда.
«Мой жизненный опыт дает мне силы помогать людям. К сожалению, таких неприятных несчастных случаев много, и это все рядом с нами. Сейчас я стараюсь относится к этому как к работе, иначе просто сердце разорвется», — признается Елена Деткова.
Специалист рассказала, что сейчас в Карелии введена система долговременного ухода. Это значит, что оформить на место по уходу могут и родственника. Человек официально будет трудоустроен, будет получать заработную плату и в то же время присматривать за своим пожилым родителем, например.
Фото: Dmitry Vechorko / Unsplash
«Иногда люди не могут пройти мимо голодного животного. А тут люди! Выход есть всегда. Главное — желание помочь. В течение месяца можно решить даже самые сложные проблемы. И начинать надо об этом думать не тогда, когда человек попал в больницу и больше не сможет вставать, ходить и себя обслуживать. А заранее подумать: есть бабушка, тетя, мама, папа — пожилые, проживают одни.
Поговорить заранее о возможностях дальнейшего устройства в пансионат, сделать программу социального обслуживания, ее срок — три года, поэтому можно ее получить и хранить. Но самое главное — воспитывать своих детей так, чтобы они понимали, что тоже будут старыми, учить их помогать тому, кому трудно», — рекомендует Елена Деткова.