Равные консультанты поддерживают людей, переживающих сейчас опыт, схожий с их собственным. У них нет специального образования, но они были или находятся в такой же ситуации, как и тот, кого они консультируют.
«Душа мамы»: слышать, понимать, поддерживать
К равным консультантам центра поддержки материнства «Душа мамы» может обратиться любая женщина на поздних сроках беременности или с детьми до 18 лет, которая испытывает дискомфорт, тревогу, усталость, чувствует, что ей тяжело. Равным консультантом может стать любая мама, понимающая, что материнство – это не всегда красивая, радостная картинка, и женщина имеет право на разные эмоции.
«Многие наши равные консультанты когда-то получили поддержку у нас в центре или где-то еще, а сейчас, когда они сами уже в ресурсе – дети подросли или они пережили острый период, у них есть желание и возможность помочь другим таким же мамам», – рассказывает Екатерина Фрышкина, мама и директор центра.
Прежде чем стать равным консультантом, потенциальные волонтеры в комфортном для них режиме проходят четырехмесячный онлайн-курс обучения и аттестацию.
«Они в том числе учатся соблюдать границы и получают определенные алгоритмы общения, – объясняет Екатерина Фрышкина. – Они не специалисты, поэтому, если видят необходимость, могут сказать, что рекомендуют с этим вопросом обратиться к психологу, врачу, юристу. Они снимают у женщины барьер, когда она боится или даже не знает, как и куда обратиться за квалифицированной помощью».
«Главное, что делают равные консультанты, это формируют у мамы ощущение, что она не одна и что просить о поддержке можно и нужно».
Общение проходит в видеоформате. В месяц волонтер может брать не более четырех заявок на консультирование, при этом в неделю должно быть не больше одной-двух встреч. В среднем волонтерство занимает около двух-трех часов в неделю. Сейчас в центре около 100 равных консультантов.
«Мам, готовых консультировать по вопросам широкого спектра, мы задействуем больше. Ежедневно поступает по несколько обращений с запросом: “Я чувствую, что потеряла себя после рождения ребенка, материнство ощущается как груз, не знаю, как быть дальше”, – рассказывают в центре. – А, например, женщины, потерявшие ребенка, обращаются не так часто, и волонтеров с таким опытом мы привлекаем реже. Также мы провели отдельный обучающий курс для волонтеров-мам, воспитывающих детей с ОВЗ».
Мамы, испытывающие трудности и обращающиеся в центр, нередко не находят адекватную помощь в онлайн-сообществах или у подруг, так как атмосфера в интернете часто токсичная, а общение с подругой требует ответной включенности, на которую женщина в подавленном состоянии не находит сил.
«Помощь равного консультанта сфокусирована на женщине, – говорит Екатерина Фрышкина. – Она получает 100% внимания. С опорой на волонтера женщина проговаривает проблемы, ищет ответы и решение. Она чувствует поддержку и может быть уверена, что это абсолютно конфиденциально и безопасно для нее».
Для самих равных консультантов регулярно проходят интервизии, индивидуальные супервизии по запросу, группы поддержки. Некоторые мамы объединяются в группы по интересам и вместе делают зарядку, проводят книжные клубы и т.д., складывается дружба. «Сегодня это уже целое поддерживающее комьюнити», – говорит Екатерина Фрышкина.
Как присоединиться: связаться с центром «Душа мамы» и оставить заявку на обучение – оно проходит раз в год. Также можно присоединиться в качестве волонтера-психолога – для этого не нужно ждать курса, но нужно иметь образование клинического психолога и пройти собеседование.
РОО «Контакт»: помочь выстроить маршрут
«Родительская приемная» – проект Региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Уже 10 лет команда из нескольких волонтеров оказывает ежегодно помощь сотням семей, в которых есть дети разного возраста с инвалидностью или ОВЗ.
«Мы начинали как консультанты по вопросам, связанным с аутизмом, и по-прежнему таких обращений у нас большинство. Но пока мы разбирались, как получить ту или иную помощь или льготы, выяснилось, что пути, которые мы нашли для своих детей, подходят и для остальных в 99% случаев», – говорит Елена Багарадникова, руководитель «Родительской приемной» и мама 19-летнего ребенка с аутизмом. Но добавляет, что тех, кто столкнулся с онкологией, направляют к равным в другие профильные организации.
В особых ситуациях для консультации привлекают юриста или психолога. Но в основном волонтеры делятся своим всегда актуальным опытом:
«Наши дети растут, но, в отличие от людей с соматическими заболеваниями, их проблемы никуда не деваются. В каких-то областях они решаются, а в других – возникают новые», – говорит Елена Багарадникова.
Именно поэтому обратившемуся за консультацией родителю важно не только дать информацию, но и помочь правильно оценить ситуацию, увидеть цели и расставить приоритеты.
Равные консультанты «Родительской приемной» проходят обучающий видеокурс, подготовленный РОО «Контакт», присутствуют на нескольких онлайн-консультациях в качестве слушателя, а затем начинают проводить их сами, сначала под контролем опытного волонтера. У всех равных консультантов и стажеров всегда есть доступ к чату, в котором коллеги готовы отвечать на любые вопросы, объяснять, подсказывать и поддерживать друг друга. Для большинства консультаций достаточно протоколов и практического опыта, накопленного организацией за много лет.
«Если волонтеры сработали хорошо, то человек не вернется или вернется уже на следующем этапе», – рассказывает Елена Багарадникова.
«Сложности возникают, когда рассказываешь человеку полезные вещи, но понимаешь, что это неприменимо. Он элементарно не сможет сходить в нужное учреждение или на регулярной основе не будет посещать психолога, даже если это бесплатно, потому что ему просто некуда деть ребенка. И вот тут надо искать какие-то новые возможности, чтобы разрешить его конкретный случай».
Проблема в привлечении новых консультантов также в первую очередь связана с тем, что родителям ребенка с особенностями развития бывает практически невозможно выкроить время на что-то, кроме детей.
Несмотря на то, что это, как говорят сами волонтеры, «действительно ресурсозатратная история, ничем не компенсируемая, кроме получения радости оттого, что помог другому», они продолжают этим заниматься. «Когда мы проводили поддерживающие мероприятия для наших волонтеров, посещаемость была низкая, – рассказывает Елена. – То есть, волонтеры готовы выделить время на помощь другим, а на себя его часто не хватает. Мы все же считаем важным оказывать им психологическую поддержку, поэтому делаем проекты, на это направленные». От выгорания – и волонтерского, и родительского, спасает общение друг с другом и теплое сложившееся сообщество.
Как присоединиться: чтобы стать равным консультантом «Родительской приемной», родителю ребенка с ОВЗ или инвалидностью, имеющему любой положительный опыт решения каких-то проблем своего ребенка и желание им поделиться, нужно написать на электронную почту consultation@contact-autism.ru.
Фонд борьбы с лейкемией: помочь увидеть выжившего
Равное консультирование в онкогематологии – одна из программ Фонда борьбы с лейкемией. Здесь помогают тем, кому поставили диагноз, связанный с заболеваниями системы крови.
«Когда человеку ставят сложный онкогематологический диагноз, о котором он впервые слышит, при полном непонимании, что это вообще значит, ему очень важно увидеть выжившего – того, кто живет дальше, занимается своими делами и еще находит время помогать другим», – говорит Анна Потомова, менеджер проектов программного отдела фонда.
На данный момент 32 волонтера фонда проводят в среднем около 600 консультаций в год. При этом равные, работающие с чаще встречающимися диагнозами, могут проводить до 20 консультаций в месяц, а если нозология редкая – их может быть всего одна-две. Общение проходит в видеоформате, по телефону, в переписке. Равные консультанты делятся опытом, рассказывают об образе жизни с диагнозом, дают подсказки, где лучше сдать анализы, как оформить необходимые документы, какие вопросы задать врачу и т.д.
Но они никогда не вдаются в медицинские вопросы: «Так как врач – это ключевая персона для лечения, мы учим наших консультантов, чтобы они настраивали пациента на налаживание контакта с лечащим врачом, – поясняет Анна Потомова. – Мы не обсуждаем тактику, которую избрал врач. Консультант лишь может предложить получить второе мнение другого специалиста, если пациент сомневается в правильности решения».
Стать равным консультантом может человек, находящийся в ремиссии более двух лет. Этого времени достаточно, чтобы восстановиться физически и эмоционально. Волонтеру понадобится стрессоустойчивость, так как в процессе консультирования придется в какие-то моменты заново проживать свой опыт.
Кандидат заполняет анкету и проходит собеседование, на котором психолог работает в первую очередь с его мотивацией: «Важно понять, действительно ли человек пришел, чтобы отдавать, и у него достаточный ресурс для этого, или он преследует какие-то другие цели», – говорит Анна Потомова. Затем необходимо пройти курс обучения, который включает как вопросы, связанные с течением и лечением болезни, так и темы, связанные с личными границами волонтера и профилактикой выгорания. На этапе обучения некоторые кандидаты понимают, что для волонтерства у них не хватит ресурса или времени.
Для равных консультантов, уже получивших сертификат и присоединившихся к команде, Фонд борьбы с лейкемией проводит вебинары, которые позволяют обновить знания, и онлайн-встречи, где можно получить психологическую поддержку.
«В равное консультирование в онкогематологии приходят на волне своего заболевания, но через какое-то время могут потерять интерес, – говорит Анна Потомова. – Потому что тема становится не такой актуальной, люди хотят больше времени посвящать другим своим делам, проектам, просто жить дальше. И это хорошо».
Как присоединиться: заполнить анкету на сайте и дождаться набора курса или пройти курс по равному консультированию фондов, помогающих людям с онкологическими диагнозами, – «Онкологика» или «Александра».
«Шаги»: стать медиатором
«Люди, которые узнали, что они ВИЧ-позитивны, а потом получили какую-то помощь и вынесли из этого непростого этапа что-то доброе и хорошее, могут и стараются поделиться знаниями и опытом с другими. При этом, помогая другим, они помогают себе и сами обретают устойчивость, – говорит Кирилл Барский, директор Фонда по профилактике социально значимых заболеваний «Шаги». – Научиться равному консультированию – это круто. 13 лет назад это было началом моего пути и ко многому изменило мое отношение».
Сейчас в фонде «Шаги» около 70 постоянных действующих консультантов. Волонтеры общаются с «новенькими» ВИЧ-позитивными, проводят консультации, отвечают на вопросы в чатах и сообществах. В том или ином виде их помощь в течение года получает в среднем от 600 до 800 человек.
Чтобы стать равным консультантом, нужно пройти два однодневных офлайн-тренинга с разницей в несколько недель. «Мало желания, нужны еще и усилия», – подчеркивает Кирилл Барский.
Обычно те, кто находит время и силы на оба тренинга, остаются с фондом как равные консультанты на год-полтора, а есть волонтеры, которые помогают уже по шесть-семь лет. Кто-то исчезает, а потом снова появляется в поле зрения фонда. Это нормально, хуже другое, говорит Барский:
«Железно могу сказать, если человек хочет спасать мир и помочь всем, то ему надо сначала поработать над своим принятием диагноза».
Во время обучения эксперты дают знания по теме ВИЧ, специалисты учат методам консультирования. «Психолог определяет, насколько безопасно сейчас человеку этим заниматься, – рассказывает директор фонда. – ВИЧ-инфекция все еще смертельное заболевание. Если волонтер не принимает свой диагноз, то, во-первых, может навредить другому своими эмоциями и идеями, преподнося их как якобы более знающий, а во-вторых, быстро выгорит сам и при этом так и останется с непроработанным собственным принятием».
Для тех, кто не готов быть равным консультантом, есть другие варианты участия в работе фонда. Но если ВИЧ-позитивный волонтер эмоционально стабилен, заинтересован и хочет хотя бы несколько раз в месяц помогать, он может присоединиться к команде равных, и это всегда будет востребовано.
«Кому вы больше поверите – рекламе или человеку, который лично вам что-то рекомендует? Опыт всегда приоритетен. Никто не забирает хлеб у психологов и других специалистов, это просто другая область», – объясняет Кирилл Барский.
«Равный – это такой медиатор, который в момент, когда человек ощущает, что остался один на один с проблемой, а вокруг целый мир, оказывается рядом и может поддержать».
Как присоединиться: связаться и пообщаться со специалистами фонда и дождаться ближайшего тренинга для равных консультантов.
Равное консультирование применяется и в других сферах помощи. Больше узнать об этом можно на конференции «Равный-Фест», которая пройдет в Москве 11 октября. Принять участие можно очно и онлайн.
Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах – по ссылке.