Новости
Новости
28.03.2025
27.03.2025
26.03.2025
18+
Серии

Что делать, если ребенку сложно учиться

Когда из-за проблем в школе надо обращаться к репетитору, когда – к психологу, а когда помощь нужна от тьютора? Разбираемся с экспертами.

сложно учиться
Учащийся перед сдачей ЕГЭ по русскому языку в Москве. Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

В начале года в России вырос спрос на занятия с репетиторами: особенно стали востребованы занятия с преподавателями информатики, истории и обществознания. АСИ решило разобраться: что делать, если ребенку сложно учиться, и кто ему может помочь.

Занятия с репетиторами

Как понять, что ребенку нужен репетитор?

Для начала стоит понять, правда ли ребенку нужен репетитор? Лучше всего об этом скажут оценки, которые он получает в школе. Если традиционно с урока ребенок возвращается с «двойками» и «тройками» – это сигнал, что что-то не так.  

«Но дальше очень важно обсудить ситуацию с ребенком. Можно спросить у него: “Как ты видишь происходящее? В чем трудности?”. Мы иногда слышим от родителей, что нет смысла разговаривать с ребенком: видно же, что с оценками беда. Но это не так», – говорит Дарья Нечайкина, руководитель социальной службы фонда «Теплый дом». 

Благотворительный фонд «Теплый дом» помогает петербургским семьям в кризисе, в том числе предоставляет бесплатную репетиторскую помощь. Когда в организацию обращаются за подобной помощью, эксперты всегда ведут диалог не только с родителем, но и ребенком.

Главное – выстроить доверительную среду и говорить с безоценочной позиции. Начинать разговор не стоит с фразы «Почему у тебя не получается»: так ребенок почувствует давление и может закрыться. Можно начать с позитивного, например, спросить, какие предметы нравятся, чем интересно заниматься, какие он видит в себе сильные стороны.

«Если начать диалог так, то в большинстве случаев ребенок сам выйдет на то, ему дается сложно, что он не понимает, а с какими учителями не ладится. И тут можно будет понять, в чем именно затык», – продолжает Дарья.

Но бывает, что диалог все равно не клеится. Тогда родитель может обратиться к учителю: поговорить, в чем сложности, из-за чего у ребенка низкие оценки. 

Например, обращаться к репетитору нет смысла, если у ребенка напряженные отношения с педагогом, сложности с фокусировкой на предмете или его родителям просто тревожно. А вот если ребенок и правда хочет освоить предмет, но не может из-за сложностей, тогда стоит обратиться к репетитору.

Где искать репетитора?

  • Иногда репетиторские услуги предоставляют школьные учителя. Если ребенку нравится педагог, можно узнать у него, ведет ли он дополнительные занятия.
  • Воспользоваться сервисами, на которых репетиторы публикуют свои предложения. Среди таких сайтов – «Профи.ру», «Авито», «Яндекс Услуги» и другие.
  • Если у семьи есть материальные сложности, можно обратиться в некоммерческие организации. Например, у фонда «Теплый дом» есть проект «Теперь понятно», в котором заняты волонтеры-репетиторы. Также репетиторскую помощь предлагает АНО «Профи-центр».   

На что обратить внимание при выборе репетитора?

«Важно, чтобы ребенка “зажигал” преподаватель. Очень часто бывает, что ребенку не дается предмет просто потому, что не сложились отношения с учителем», – говорит руководитель социальной службы фонда «Теплый дом».

В фонде при выборе волонтеров-репетиторов особое внимание уделяют мотивации педагога и советуют на этом же делать акцент родителям. Можно узнать, как человек пришел к репетиторству, что ему нравится и что не нравится в работе с детьми. 

сложно учиться

Не стоит стесняться задавать такие вопросы: все же семья выбирает репетитора под свои цели. Если ребенку важнее процесс, а репетитору – результат, то удачной работы все равно не будет. Ребенок будет стрессовать, а репетитор – выгорать из-за невозможности добиться поставленной задачи.

Фото: Annie Spratt / Unsplash

«Не нужно бояться разговаривать с репетиторами про то, как они видят процесс, какой результат считают хорошим, как будут организовывать обучение, что им важно в работе с ребенком. Чем лучше сонастроены родитель, ребенок и репетитор, тем лучше будет результат», – говорит Дарья Нечайкина.

При выборе репетитора некоторые родители стараются отдавать приоритет взрослым преподавателям, у которых есть опыт работы в вузе или в школе. Но в фонде уверены: это не главное. Часто стоит отдавать приоритет как раз молодым репетиторам: им будет легче найти контакт с ребенком и мотивировать его заниматься.

А еще хорошо, если в работе репетитор использует метод позитивного подкрепления. Когда ребенка поддерживают и отмечают успехи (даже небольшие) – это всегда мотивирует стараться больше.

Что делать, если занятия с репетитором не принесли желаемого результата? 

Для начала стоит еще раз пересмотреть цель: какой она была? Если на старте семья решила, что главное поддержать интерес ребенка к химии, то не стоит ждать 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету.

Если оценки в школе не меняются, нужно еще раз проанализировать ситуацию. Ради чего ребенок занимается с репетитором: ради долгосрочных перспектив или ради подготовки к школьным контрольным и экзаменам?

«Если цель обсуждалась корректно, а результата нет, надо вновь это обсудить с репетитором. Например, говорить про то, что важнее избавиться от двоек в четверти, чем мотивировать ребенка глобально изучать предмет», – отмечает Дарья.

А еще важно помнить, что прогресс всегда идет постепенно. Если ребенок приносил «двойки», а начал все чаще возвращаться с уроков с «тройками», – это тоже прогресс, просто не такой быстрый, как хотелось бы. Ругать за это ребенка не стоит: это уже шаг к решению трудностей.

Помощь психолога

Как понять, что ребенку нужен психолог?

Бывает, что проблемы с учебой возникают не из-за непонимания предмета. Причиной этому могут быть психологические сложности: от неприятия себя до буллинга со стороны одноклассников.

Часто подростки сами говорят о том, что им нужна помощь. Игнорировать такой запрос не стоит: лучше оперативно найти специалиста и направить ребенка к нему. Если же подросток никак не говорит о своих проблемах, но ведет себя странно (замыкается в себе, может причинять себе вред, пропускать школу), то инициатива может исходить от самих родителей. 

Но насильно отправлять ребенка к психологу не стоит: сначала нужно спросить согласие и узнать, готов ли он заниматься со специалистом. Можно предложить посетить психолога, если: 

  • что-то резко изменилось в поведении или состоянии (вес, график сна, успеваемость, конфликты, эмоциональный фон, привязанности и интересы и пр.) и это не объясняется внешними факторами, такими как переезд, учебные стрессы, изменения в семейной системе и пр.;
  • ребенок столкнулся со сложностью, с которой не может сам справиться (повторяющиеся конфликты, сильные эмоции и другие трудности);
  • ребенок чего-то не знает про себя и хочет это понять (кем стать, как реагировать на сложные ситуации, как поступать в конфликтах);
  • нужна поддержка во время или после длительных стрессовых воздействий (развод родителей, буллинг в классе, военные действия), во время возрастных кризисов.
сложно учиться

А вот если родитель испытывает беспокойство, при этом у ребенка нет явных проблем и заниматься он с психологом не хочет, настаивать не нужно.

Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

«Предлагаем вместо этого сначала определить, с чем связано беспокойство: оно подкреплено какими-то фактами или связано с родительскими ожиданиями. Помните, что родитель может обратиться к психологу по поводу своего беспокойства о ребенке и уже на встрече сориентироваться в ситуации и в дальнейших действиях», – рассказывают эксперты организации «Перекресток». 

Где искать психолога?

  • Бесплатную психологическую помощь оказывают школьные психологи, а также специалисты районных социально-психологических центров.
  • Также услуги психологов предлагают отдельные некоммерческие организации, специализирующиеся на работе с детьми и их семьями. Например, психологическим консультированием занимаются специалисты «Перекрестка». Также существует онлайн-чат «Твоя территория. Онлайн» в которой помощь предоставляют консультанты службы психологической помощи, а в 2023 году вышел проект «Школьная жизнь».
  • Можно обратиться за платной помощью, например, к частными специалистам или в коммерческие центры психологической помощи.
  • Также в сети существуют разные сервисы по подбору психологов: консультации тоже платные, но обычно есть большой штат специалистов, в котором можно подобрать психолога «под себя».

На что ориентироваться при выборе психолога?

Главное, что нужно изучить – диплом и другие документы об образовании. Минимума, который должен быть у психолога, нет. Но если специалист говорит, что владеет конкретным методом терапии, можно попросить подтверждение.

Также важно, чтобы психолог сразу прояснил условия работы и подход, в котором он работает. Это необходимо сделать сразу, чтобы в процессе встреч не возникало недопониманий, почему психолог ведет себя так или иначе.

«Разным людям и в зависимости от запроса могут помочь разные подходы психотерапии, поэтому не стесняйтесь прояснять эти моменты и ищите подход, который зайдет вам», – говорят эксперты «Перекрестка». 

После встречи важно обсудить с ребенком, все ли прошло для него комфортно? Были ли моменты, которые насторожили или которые показались неприятными? Если подросток говорит, что ему не нравится специалист и он не хочет с ним заниматься, не стоит настаивать: значит, ему это не подходит.

Что делать, если работа с психологом не помогла?

Если ребенок говорит, что встречи с психологом ничего не меняют, важно обсудить: понимает ли специалист цели, над которыми работает? Возможно, ситуация воспринимается по-разному и для эффективной работы важно достичь общего понимания.

«Если говорить о терапии с детьми, важно, чтобы ощущение эффективности терапии совпадало и у родителей, и у детей. Если вам кажется, что терапия не эффективна, а ваш ребенок получает от нее удовольствие и может даже рассказать про какие-то изменения, возможно, дело не в эффективности, а в несовпадении ожиданий», – говорят эксперты «Перекрестка».

Сложнее, если родитель видит эффект, а ребенок хочет прекратить терапию. Тогда можно предложить сверить цели и понять, насколько изменения реалистичны. Также можно предложить ребенку обсудить с психологом свои ощущения и попробовать с ним вместе разобраться, почему и что не работает. Но в любом случае право отказаться от терапии остается за подростком.

«Последнее, но не по значимости: иногда помимо работы с психологом важно свериться с другими специалистами (психиатром, неврологом, логопедом, нейропсихологом), так как сложности, с которыми сталкивается ребенок и вы вместе с ним, могут быть связаны с физиологией, с созреванием структур мозга, с нейроотличиями. Вы можете посоветоваться об этом с психологом, а также никто не запретит вам получить второе мнение, если ваше беспокойство не становится меньше», – говорят эксперты «Перекрестка». 

Работа с тьютором

Как понять, что ребенку нужен тьютор?

Тьютор – это специалист, который занимается с ребенком и помогает во время школьного или домашнего обучения. В отличие от репетитора, он проводит не дополнительные сверхурочные занятия, а занимается с учеником по специальной адаптированной под его потребности и особенности программе.

При этом тьютор – это не всегда специалист, работающий индивидуально. На школьных уроках он может сопровождать одновременно до шести учеников. Если нужна индивидуальная поддержка, можно сделать запрос, по которому предоставят специалиста для работы только с одним ребенком.

Тьютор может помочь, если:

  • ребенку требуется помощь и поддержка в удержании внимания в деятельности;
  • есть сложности с произвольным вниманием;
  • у ребенка есть поведенческие проявления, которые проявляются в социуме, и ему нужна помощь, чтобы с этим справляться;
  • есть сложности с формированием навыков, которые соответствуют возрастному уровню развития;
  • присутствуют сложности с установлением взаимодействия с другими;
  • есть сложности с коммуникацией (не говорит совсем или есть только пассивный словарь);
  • наблюдаются проблемы с адаптацией в новых местах, ребенок тревожный, гиперактивный, часто отвлекается или темп его деятельности слишком снижен.

Где искать тьютора?

Поиск тьютора – непростая задача: по сравнению с репетиторами или психологами, таких специалистов немного. Некоммерческая организация «Тьютор в инклюзии» разработала алгоритм действий, который предлагает родителям, находящимся в поисках тьютора.

Благодаря этому родители могут сформировать запрос и передать его экспертам организации, которые помогут в поисках. Также можно поискать тьютора в специальном реестре, который ведет «Тьютор в инклюзии».

сложно учиться

Также можно искать сообщества местных педагогических и психологических вузов и отправлять объявления туда. Возможно, откликнется кто-то из молодых педагогов-психологов.

Фото: Christin Hume / Unsplash

Тьюторское сопровождение может быть организовано и силами образовательной организации, если до этого ребенок прошел психолого-медико-педагогическую комиссию и получил соответствующую рекомендацию.

На что обратить внимание при выборе специалиста?

Если тьюторское сопровождение организует школа, то выбрать специалиста не получится: кого определят в сопровождение ребенку, тот и будет с ним работать.

Но если возможность выбора все же есть, то стоит обратить внимание на то, насколько человек принимает разнообразие других людей. 

«Главная концепция и залог успешного тьюторства — принятие особенностей других людей. Это можно сразу понять еще по лексике, которую тьютор употребляет. Не ”больной”, а ”человек с особенностями или с инвалидностью”. В случае принятия человек больше говорит не о диагнозе и медицинской стороне, а спрашивает о том, что любит ребенок, что ему нравится, о его интересах», – говорит Марина Мантлер, учредитель АНО «Тьютор в инклюзии».

Хорошо, если у тьютора есть высшее педагогическое образование (это необязательно, но такое требование могут предъявить школы и сады, если ребенок будет заниматься с тьюторам там), медицинская книжка с актуальным медицинским осмотром.

Желательно, если человек прошел специальную программу по тьюторскому сопровождению. Еще одним преимуществом будет, если специалист прошел обучение методам прикладного анализа поведения. 

«Но в общем, смотрите на человека, нужно, чтобы он ”совпал” с ребенком, чтобы умел выстраивать доверительные отношения на этапе знакомства. У специалиста должна быть заинтересованность общаться с ребенком в первую очередь, а уже потом последовательно включать обучающие и поддерживающие стратегии сопровождения», – говорит эксперт.

Что делать, если тьюторское сопровождение не помогло?

Как отмечают специалисты, тьюторское сопровождение не может «не помочь».

Самый оптимальный результат – ребенок может самостоятельно, без помощи взрослых обучаться и заниматься досуговой деятельностью. Значит, все методы сопровождения были подобраны правильно и были эффективны. 

сложно учиться

«Как говорят у нас в профессии, ”хороший тьютор тот, который становится ненужным” – вот к этому тьюторы и стремятся, чтобы их тьюторанты могли автономно и эффективно жить свою жизнь. Бывает так, что человеку всю жизнь нужна поддержка, тогда все зависит от конкретных целей в заданный период времени», – говорит Марина.

Фото: Adam Winger / Unsplash

А бывает так, что специалисту сложно работать именно с этим ребенком или с этой семьей, тогда в школе принимают решение о смене специалиста, родители также могут вынести этот вопрос на обсуждение школьного консилиума. 

«Это нормальная ситуация, так бывает, главное, сказать об этом вовремя, не терпеть и не ждать, когда ситуация перерастет в конфликт», – заключает эксперт.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике