Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

Корпоративное волонтерство: как сделать подводную лодку непотопляемой

Зачем бизнес вкладывается в развитие волонтерства, кто и почему получает от этого выгоду, — в материале Агентства социальной информации.

Корпоративное волонтерство в последние годы активно развивается. Особую актуальность вовлечение в добровольчество традиционно обретает в период экономического кризиса, когда благотворительные бюджеты, как правило, сокращаются. Но есть и долговременные программы, существующие независимо от изменений на рынке. Почему компании их сохраняют и поддерживают?

Зачем компаниям волонтеры

Бизнес есть бизнес, он умеет хорошо считать и, если бы затраты были больше, чем результаты, вряд ли волонтерство надолго осталось бы корпоративным увлечением. Говоря о целях волонтерства, представители корпораций чаще всего называют «вовлеченность» и «лояльность», развитие сотрудников, несколько реже – развитие сообществ и совсем редко – попытки решения социальных проблем.

Понятно, что компании бывают очень разные, и сравнивать между собой международные корпорации и предприятия, работающие в моногородах российской глубинки, довольно сложно. Реалии их работы, а, следовательно, масштабы и задачи волонтерских начинаний, будут существенно отличаться.

Помощь детям Африки

Большая компания может мыслить глобально и отправлять, например, своих сотрудников в Африку, чтобы они ответили на вопрос, почему в Кении 15-летние девушки отказываются от детей, и как решить эту проблему. Такие волонтерские стажировки проводит компания «Джонсон & Джонсон». Фонд «Социальная ответственность» (Corporate Citizenship Trust), организованный внутри компании, принимает заявки от международных НКО на помощь высококвалифицированных волонтеров  — аналитиков, финансистов и др. Чаще всего это социальные проекты в странах Африки и Восточной Европы.

Фото: Ю. Поволоцкий/РИА Новости

Такое волонтерство — серьезное вложение в развитие сотрудников, его цель — создание кадрового резерва. Желающие участвовать проходят серьезный отбор, на конкурс допускаются только те, кто работает в компании не менее двух лет и имеет хорошие результаты.

«Мы посылаем на стажировки тех менеджеров, у которых есть большой потенциал, но пока еще не проявленный», — говорит Елизавета Князева, руководитель направления обучения и развития компании «Джонсон & Джонсон».

Оказавшись в незнакомой ситуации, где нужно сориентироваться максимально быстро, люди волей-неволей развивают лидерские качества и «тренируют осознанность». «Когда понимаешь, что только ты сам отвечаешь за свои решения, и показать реальный результат нужно в обозримый период, ты быстро учишься соотносить стратегии и реальность», — говорит Елизавета Князева.

Проект стоит дорого (оплачивается командировка сотрудника на полгода, сохраняется его зарплата), но эти траты оправданы – уверены в компании. «У 100% волонтеров, вернувшихся из стажировки, расширяется зона их полномочий. Многие идут на повышение», — уточняет Елизавета Князева.

Жизнь в локальных сообществах

Когда компания работает в городах, жизнь которых зависит, в основном, именно от нее, волонтерство рассматривается, прежде всего, как возможность создания, развития и поддерживания отношений как «внутренних» между сотрудниками, так и «внешних». Благодаря этому на отдельно взятой территории возможны реальные изменения.

«Наши производства расположены в моногородах, это локальные закрытые сообщества, — поясняет Ольга Тухватуллина, руководитель проектов корпоративного волонтерства в Заполярном филиале компании «Норникель». — Благодаря волонтерству зарождаются отношения и формируются устойчивые связи между сотрудниками разных департаментов и  внешними партнерами, местными сообществами и органами власти».

Программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» стартовала в 2012 году. Сейчас у компании порядка 60 партнеров из НКО. Регулярно проводятся волонтерские акции в разных форматах – от благотворительных забегов до программы частных пожертвований сотрудников.

фестиваль добрый норильск

В партнерстве с театром драмы создаются благотворительные спектакли, в которых участвуют профессиональные артисты, сотрудники компании и даже руководитель администрации Норильска.

Очень востребована программа экологического волонтерства. «Экологический марафон «ПонесЛось», организованный компанией вместе с центром «Заповедники»,  хорошо всех объединил, — рассказывает Ольга Тухватуллина. — В течение трех месяцев сотрудники в нем участвовали вместе с семьями. Можно сказать, что для них был создан уникальный тур по заповедникам Заполярья. А команды-победители встретились потом на слете в Лапландском заповеднике».

экомарафон "ПонесЛось!"
Фото: https://vk.com/laplandzap

Кроме уборок территорий и помощи заповедникам, волонтеры во время марафона выстраивали и свои бытовые экологические привычки. С самого начала участники изучали собственное потребление: сколько тратится воды, если не выключать кран во время чистки зубов, как читать маркировку на пластиковых упаковках, можно ли «проголосовать кошельком» за более экологичный вариант товара, как раздельно собрать мусор, не загромоздив дом контейнерами. Люди делились друг с другом– изготавливали информационные стенды, листовки, брошюры. Некоторые даже создали видеоблог с вирусными роликами.

В результате марафона появилось и нечто новое в сугубо материальном смысле: в Норильске создали зимний сад, озеленили газон и высадили кустарники в детском саду. А в Мончегорске команды объединились и построили экологический лекторий, где будут проводиться лекции, открытые показы фильмов по экологии, уроки для школьников, мастер-классы, викторины, акции по сбору вторсырья.

Вовлеченность без сгорания

«Корпоративное волонтерство — инструмент вовлечения людей. Мы хотим, чтобы они не уезжали, — говорит Ольга Миронова, руководитель направления по КСО дирекции по взаимодействию с госструктурами и КСО ОМК. – Жителям моногорода особо не из чего выбирать. Мы заинтересованы в том, чтобы мотивировать людей».

ОМК поддерживает волонтерские проекты сотрудников мини-грантами. Эффект от этого комплексный. Во-первых, человек получает опыт в новых для себя сферах, например, социального проектирования и краудфандинга. «Человек похож на подводную лодку — чем больше отсеков, тем больше шансов не утонуть», — считает Ольга Миронова. Во-вторых, возникает возможность социального лифта — о чьей-то личной волонтерской инициативе узнают не только на предприятии, но и в городе и даже за его пределами. Человек становится героем сюжетов местных и федеральных СМИ, что очень мотивирует на продолжение начатого дела. В-четвертых, так культивируется инициативность и самостоятельность: «берешь у компании деньги, несешь ответственность», — говорит Ольга Миронова. И, наконец, растет вовлеченность – это доказала оценка конкурса благотворительных и социальных проектов «ОМК-Партнерство», проведенная в 2017 году фондом «КАФ».

Уфа обустроим родники вместе питьевая вода
Обустройство родников в Уфе. Фото: пресс-служба ОМК

«Исследование выявило, что развиваются профессиональные навыки и компетенции сотрудников, происходит личностный рост, укрепляется уверенность в себе, — рассказывает Ольга Миронова. – На сегодняшний день 11% сотрудников уже участвовали в конкурсе проектов, а 50% намерены участвовать в нем».

Города присутствия компании также получают для себя что-то новое. В Чусовом Пермской области, например, благодаря волонтерскому проекту, появился приют для бездомных животных и проводятся инклюзивные экологические сплавы. А в Башкирском Благовещенске силами волонтеров возрождается шахматное движение.

Пермь активисты малые города фильм
Инклюзивный экологический сплав по Чусовой. Фото: vk.com/public15236117

Подход к организации корпоративного волонтерства должен быть грамотным, здесь нельзя просто эксплуатировать энтузиазм людей, уверены в компании. «Не нужно гореть, нужна технология, — подчеркивает Ольга Миронова. — «Не палите людей» — наш главный девиз».

Pro bono

Особый вид волонтерства, который так ценят в НКО, — pro bono. Не каждая компания решается на такое – часто можно слышать, что сотрудники хотят «переключиться», заниматься чем-то совсем не тем, чем на своем рабочем месте.

Этот вид добровольческой помощи появился полтора года назад в IT-компании КРОК благодаря платформе интеллектуального волонтерства todogood, помогающей НКО и корпоративным волонтерам находить друг друга. Один из запросов на помощь КРОК получил от фонда «Большая перемена».

«Нам написали: «Помогите, идет проверка охраны труда, пожарной безопасности, а мы не понимаем, как быть», — рассказывает Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом КРОК. – Мы все им объяснили на простом языке и получили огромную благодарность».

Эксперты-волонтеры из отдела кадров КРОКа проделали большую работу за короткий срок — помогли построить полноценную систему охраны труда, провели аудит всех кадровых документов и оценку эффективности различных процессов, разработали инструкции. А сами получили огромное удовольствие. «В таких случаях  ты сам себе режиссер, у тебя полная свобода действий, — поясняет Полина Хабарова. – Небольшой, казалось бы, pro bono проект отдела кадров сильно повлиял на корпоративную культуру нашей компании в целом. Его поддерживали коллеги из других подразделений: интересовались, присоединялись. Все это принесло пользу не только фонду «Большая перемена», но и нашему коллективу – людям приятно чувствовать себя частью такой команды».

Кроме того, благодаря интеллектуальному волонтерству сотрудники КРОКа получили опыт в неизвестной области. В результате в компании возникла дополнительная «ветка» бизнеса: с 2016 года КРОК оказывает услуги кадрового аудита по заказу НКО.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике