Как правило, понятная и доступная отчетность – единственная возможность фондов продемонстрировать жертвователям прозрачность своей работы. Этот вопрос обострился с появлением мошеннических фондов, которые подделывают отчетность. Но как тогда человеку, решившему пожертвовать свои деньги на благотворительность, обезопасить себя от обмана, а фондам — доказать свою честность?
«Прозрачность бывает вредна»
Модератор дискуссии Татьяна Тульчинская, директор фонда «Здесь и сейчас», председатель Совета благотворительного собрания «Все вместе», считает, что мошенничество в благотворительной сфере прекратится только тогда, когда усилия, которые затрачивают мошенники, чтобы мимикрировать под честный фонд и получать прибыль, превысят эту самую прибыль.
«Мы должны создавать максимальное количество сложностей для них, но не создавать их для себя. Мы хотим разработать такие системы отчетности, которые будут просты в исполнении для нас, а для мошеннических фондов будут неподъемны по техническим причинам. Мы ориентируемся на то, чтобы для них это стало слишком трудоемко и, как следствие, невыгодно», — отметила Тульчинская.
Границы прозрачности и отчетности в благотворительности довольно гибкие. Это связано с многообразием мнений в секторе. Некоторые фонды отчитываются до копейки, другие считают, что делать это необязательно.
«Опыт показывает: излишняя прозрачность бывает даже вредна. Если вы будете отчитываться за каждую копейку, то испытаете удовлетворение, но для кого это сыграет роль? Есть разумная достаточность. И прозрачность должна быть разумна, достаточна и актуальна. Излишняя детализация, как мне кажется, вредна», — считает председатель экспертного совета Политехнического музея, член Московской Хельсинкской группы, эксперт Комитета гражданских инициатив Вячеслав Бахмин.
Доноры – те, кто жертвует деньги, — по-разному относятся к отчетности фонда.
«Есть простые люди, которые не задумываются, кому они дают деньги. Отсюда и возникают мошенники. Но если донор крупный, он обязательно будет смотреть, кому он жертвует, и изучать информацию об организации», — уверен Бахмин.
Есть и другие мнения. Президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин считает, что излишней детализации не бывает.
«Необходимо помнить о правах жертвователя. Не важно, сколько он пожертвовал. Вы должны рассказывать ему, на что пошли его деньги. Если будет введен подобный принцип, то довольно быстро вопросов о том, кто прозрачен, а кто – нет, у нас не останется. Сейчас интересы частного донора ничем не защищены», — сказал Берхин.
Определить целевую аудиторию
Любой серьезный, добросовестный фонд размещает свою отчетность в открытом доступе на сайте. Но угодить всем донорам сложно.
«Никакие отчеты никогда не удовлетворят всех. Мы отчитываемся в ручном и автоматическом режимах, делаем отчеты в соцсетях и рассылках, с этого месяца делаем еще и видеоотчеты, но все равно нам регулярно пишут недовольные люди», — рассказал председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь», директор портала «Такие дела» Митя Алешковский.
Специалисты уверены: отчитываться нужно так, чтобы у людей не было вопросов. Для этого необходимо четко понимать свою целевую аудиторию и ее желания.
Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детские деревни — SOS Россия», поделился случаем из своего опыта.
«У нас был донор, который получал отчеты за очень большие суммы. Этот отчет всегда всеми принимался. Потом донор затих, перестал помогать. Когда мы попытались разобраться, в чем дело, он ответил: «Моему аудитору не понравился ваш отчет». Это было для нас шоком, потому что это всегда работало. Мы пригласили аудитора, он копался в каждой копейке и в итоге признал, что был неправ».
Как бороться с мошенниками
Однако для многих доноров – особенно тех, которые жертвуют небольшие суммы, — вопрос отчетности благотворительного фонда все еще не очень важен. И этим пользуются мошенники.
«В контексте борьбы с мошенничеством отчетность – лишь один из инструментов. Само наличие отчетности на сайте не решение проблемы», — считает Даушев. Эксперт сомневается в эффективности стандартов и единых принципов.
С ним солидарен и Алешковский: «Никакими отчетами и стандартами отчетности мы никогда не решим проблему с мошенниками. Мы ее решим, когда общество качественно изменит свое отношение к пожертвованиям. Когда люди начнут задавать себе критические вопросы перед тем, как отдать кому-то денег. Такие же вопросы, которые они задают себе перед покупкой телефона или машины».
Фонды и доноры: двустороннее движение
Идею единых правил функционирования благотворительного фонда поддерживает координатор площадки «Информационная открытость» Общероссийского гражданского форума Эльвира Алейниченко.
«В прошлом году предложили стандарт информационной открытости. Сектору необходимы некие границы, которые бы устанавливали, что есть мы, а что — не мы. Сейчас создается портал, где фонды смогут размещать информацию о себе», — говорит эксперт.
Создание такого портала — попытка выработать принципы взаимоотношений между фондами и жертвователями. Тогда работа фондов станет понятнее и прозрачнее.
«Какие бы принципы мы ни вырабатывали у себя внутри каждой организации, это не даст эффекта, если не будет общей верификации. Наверное, тут должно быть двустороннее движение: с одной стороны — саморегуляция сектора, выработка принципов, с другой – развитие культуры жертвователей: как доверять, как проверять, как выстраивать работу с теми, кому вы доверяете свои деньги», — уверена Алейниченко.
Еще один вариант обезопасить донора от мошенников – создавать организации, аналогичные Charity Navigator, например. Они верифицируют НКО и дают некую гарантию прозрачности и честности фонда.
«Мне кажется, именно за этим будущее, потому что общество все равно никогда не будет разбираться досконально в вопросах отчетности: среднестатистический человек не знает, как должен выглядеть этот отчет. Уж тем более когда к нему подходит человек на улице с фотографией больного ребенка. Проще, чтобы были некоторые гаранты, верифицированные сообществом», — уверен Митя Алешковский.
В России донор может обезопасить себя, воспользовавшись сервисом для умной и честной благотворительности «Добро Mail.ru». Сейчас проект сотрудничает с 160 фондами из 44 регионов страны.
«Чаще всего отсеиваем благотворительные организации потому, что нет отчетов, хотя на нашем сайте прописано это требование. Отчеты должны обязательно быть на сайте организации — всегда находятся люди, которые задают вопросы по платежным документам, и наша задача – оперативно на них отвечать», — рассказывает руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина.
Дело даже не столько в отчетности, сколько в профессионализме фондов, считает эксперт. «Как правило, если у организации бардак с отчетностью, у них все не очень хорошо с саморефлексией и самооценкой», — говорит Бабкина.