Законопроект опубликован на сайте парламента. Помимо «иностранных агентов», участие в антикоррупционной экспертизе предлагается, в частности, запретить гражданам с судимостью, включенным в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, а также международным и иностранным организациям.
«Недопущение возможности влияния указанных юридических лиц на социальные и политические институты российского общества рассматривается как один из приоритетов в деятельности органов государственной власти, направленных на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан, национальных интересов Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства и поддержание общественного порядка», — говорится в пояснительной записке к документу. Предложение запретить «иностранным агентам» участвовать в антикоррупционной экспертизе звучало еще в 2017 году.
Сама антикоррупционная экспертиза как институт влияния третьего сектора на органы власти полностью дискредитирована, заявил Агентству социальной информации заместитель генерального директора центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. «Этот институт нерабочий, некоммерческие организации его не используют. Причина заключается в крайне неэффективном взаимодействии с органами власти. Власти игнорируют экспертизы, а даже если и рассматривают их, то достаточно формально, редко вставая на сторону некоммерческих организаций, экспертов, которые присылают заключения», — говорит он.
Центр «Трансперенси Интернешнл — Р» уже несколько лет неаккредитован в Министерстве юстиции РФ, потому что использование этого инструмента нецелесообразно, подчеркнул эксперт. «Среди наших коллег я не знаю организаций, которые имели бы аккредитацию в Минюсте. А с технической стороны этот запрет обходится через направление заключений частными лицами, которые «иностранными агентами» признаваться не могут», — говорит Шуманов.
По мнению эксперта, подобное предложение — это часть ограничительного тренда в правительстве и Госдуме. Шуманов отметил, что проведение антикоррупционной экспертизы не имеет никакого отношения к влиянию на социальные и политические институты российского общества. «Антикоррупционная экспертиза — это техническое устранение коррупциогенных норм из текста нормативно-правового акта. Это техническая экспертиза, юридико-лингвистическая, а не содержательная. Текст в результате этого не перекраивается», — пояснил эксперт.