В центре «Благосфера» вчера состоялась вторая ежегодная конференция Агентства социальной информации и центра «ЗаЧем будущее социальной журналистики в России?», приуроченная к 24-летию агентства.
Медиаэксперты, журналисты и представители некоммерческих организаций обсудили проблемы и пути развития современной социальной журналистики. На круглом столе «Социальная тема в глянце: как неформат становится форматом» главные редакторы популярных глянцевых изданий рассказали, почему социальная тема все чаще появляется на страницах их журналов, как благотворительному фонду рассказать о себе, чтобы заинтересовать редактора, и как глянец «вплетает» социальную тематику в свои материалы.
Почему глянцевые журналы пишут на социальные темы
Традиционно читатели воспринимают глянцевые журналы как развлечение, но в последние годы все чаще на страницах глянцевых изданий в числе прочего появляются материалы на социальные темы. По мнению главного редактора журнала Vogue Марии Федоровой, это происходит потому, что глянцевые журналы стремятся освещать все сферы человеческой жизни, в том числе социальную.
По словам Иляны Эрднеевой, главного редактора журнала Glamour, основная задача глянца — подмечать тренды современности и доносить их до читателя.
«Глянец фиксирует главные тренды современности, и если благодаря усилиям благотворительных фондов, некоммерческих организаций, волонтеров благотворительность стала частью жизни, мы не можем это игнорировать», — отметила Эрднеева.
Немалую роль в освещении важных социальных тем играют известные люди, например модель Наталья Водянова. В 2004 году она основала фонд «Обнаженные сердца», который помогает детям по всей России и в других странах. Благодаря публичности Водяновой тысячи читателей глянцевых изданий узнали о проблемах, которые существуют в этой сфере. По словам Федоровой, все, что делает Водянова в благотворительной сфере, она делает не без помощи модной индустрии.
Кроме того, все больше людей задумываются о личной ответственности, у многих возникает потребность помогать другим, и потому, по мнению Иляны, сейчас самое хорошее время для сотрудничества глянца с благотворительными и волонтерскими организациями.
Как глянец пишет о благотворительности, и выгодно ли это
Любой издательский дом в первую очередь – коммерческое предприятие, заточенное не извлечение прибыли. Реклама – основной источник дохода печатного журнала, и потому форматы подачи материала во многом определяются пожеланиями рекламодателей.
«Открою вам секрет: рекламодатели не хотят стоять на одном развороте с жесткой социалкой, и важно это понимать и принимать. Это то, что сейчас не изменить, это данность», — рассказала Иляна Эрднеева.
Главный редактор журнала Tatler Ксения Соловьева отмечает: несмотря на наличие некоторых рамок, Tatler — это журнал о людях, а благотворительность – важная часть жизни героев журнала, поэтому опускать социальную тему нельзя.
Иногда социальная тематика – это возможность привлечь на страницы журнала известного актера. По словам Марии Федоровой, есть медийные лица, которые дают интервью, только если тема беседы связана с их благотворительными проектами.
«Ощущение, чтобы мы приносим пользу, а не только развлечения, — это определенный ресурс для нас», — поделилась Федорова.
Иляна Эрднеева рассказала, что журнал Glamour вплетает благотворительную тематику в классические глянцевые материалы.
«Если мы делаем материал про танцы, то ищем классных танцоров на колясках и стараемся осветить одну и ту же тему с разных сторон. Если мы делаем календарь, в котором рассказываем читательницам, как подготовиться к Новому году, то 1 декабря мы советуем сходить к косметологу, а 2-го – купить крем для лица, прибыль от продажи которого пойдет в фонд «Галчонок», например», — поделилась Иляна.
По словам Эрднеевой, Glamour подходит к благотворительным темам без лишнего дидактизма. Редакция понимает, что благотворительность может быть развлечением, и через это развлечение старается сформировать привычки читателей и свои собственные.
«Десять лет назад у меня и моих одноклассников не было привычки помогать. Сейчас другое время. Наверное, я не знаю ни одного человека из своего окружения, у которого не была бы оформлена подписка на «Такие дела», — рассказала Иляна.
Как НКО попасть на страницы глянцевого журнала
Аудитория глянцевых журналов исчисляется сотнями тысяч читателей, и сотрудничество с популярными изданиями – отличная возможность для некоммерческих организаций рассказать о себе новой аудитории. В первую очередь важно обращаться в редакцию с четкой идеей и готовой концепцией материала – главный редактор не может придумывать все за НКО.
«Будьте практичнее, циничнее и профессиональнее. Фонд можно продать так же, как новую коллекцию сумок. Подумайте, что может зацепить журналиста. Если у вас есть история – продайте мне ее. Не просто: «Вот мы — фонд». Дайте мне что-то», — подчеркнула Мария Федорова.
Кроме того, Мария советует писать в редакцию нескучные письма, которые привлекут внимание и не затеряются в потоке информации. Если не отвечает главный редактор, можно написать редактору отдела или ассистенту редакции: все сотрудники работают в тесном контакте. Все почтовые адреса и телефоны можно найти на сайтах издательских домов.
Работа над печатным изданием имеет свои особенности. Сотрудники редакции всегда работают наперед: в середине октября сдают в печать декабрьский номер. По словам Иляны Эрднеевой, приходить с идеей материала в редакцию нужно за два-три месяца: это поможет сделать качественный материал, расскажет о важных социальных темах и вызовет интерес аудитории.
Смотреть видеозапись
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.