Об этом поручении президент объявил в ходе совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Кроме того, он добавил, что должен производиться учет древесины и сделок с ней в единой системе. Это необходимо, чтобы можно было проследить всю цепочку: от рубки леса до изготовления готовой продукции и ее вывоза за пределы Российской Федерации. Также следует активнее использовать современные, цифровые технологии и запустить федеральную информационную систему лесного комплекса.
«В поручении президента озвучено много комплексных мер, одна из них — запрет на экспорт круглого леса. Но как эти меры помогут в борьбе с нелегальными рубками, я не понимаю, честно говоря, совсем. Например, Канада и Новая Зеландия, которые много и успешно экспортируют круглый лес, не испытывают никаких проблем с нелегальными рубками, — прокомментировал Агентству социальной информации решение президента директор FSC России Николай Шматков.
«Этот запрет, на мой взгляд, несет скорее эмоциональную составляющую, чем реальную пользу в борьбе с незаконными рубками», — добавил он.
По мнению Шматкова, меры по совершенствованию ЛесЕГАИС имеют больше смысла, «но на данный момент в этой системе нет ключевого звена: оно не контролирует то, что происходит на лесосеке — месте заготовки древесины. У недобросовестных лесозаготовителей появляется серьезная лазейка, чтобы манипулировать объемами либо сортами заготовленной древесины. Если путем совершенствования ЛесЕГАИС эта лазейка будет закрыта, это будет большой прорыв. Но пока прямым текстом в поручении президента этого не написано», — уточнил директор FSC.
«Контроль за сделками с древесиной — это важно и здорово, но без мониторинга того, что реально происходит в лесу, это все меры про «как сделать проще, а не как сделать лучше»».
По словам Шматкова, нужно увеличивать штат лесной охраны, больше применять механизмы спутникового мониторинга, в том числе через нейросети и блокчейн. «Эти механизмы есть, и я надеюсь, что в дальнейшем они заработают».