Исследование провел Всероссийский союз пациентов совместно с центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика». В нем приняли участие 3130 респондентов из 83 регионов и эксперты из 43 пациентских организаций.
В 2021 году удовлетворены медицинской помощью в той или иной степени лишь 24,6% респондентов. 38,8% не удовлетворены. 50,2% граждан и 61,4% экспертов отметили ухудшение ситуации по сравнению с допандемийным периодом в 2018-2019 годах.
Пациентские организации отметили, что снижена приоритетность оказания плановой медпомощи по всем нозологиям, кроме коронавируса, усугубился дефицит медицинских кадров в первичном звене, для хронических пациентов недоступно плановое стационарное лечение и многие сталкиваются с дефицитом льготных лекарств.
«Я буду жаловаться руководству»
24,3% граждан обращались с жалобами в разные инстанции. Решили проблему у 29,4%, у 34% не решили, но дали разъяснения, 36,6% отказали.
Результативнее всего обращаться к руководству медицинской организации — проблема решена в 52,1% обращений пациентов. Страховые компании помогли в 35,2% случаях, дали разъяснения в 40,2%. Прокуратура решила проблему по 35,2% обращений.
НКО помогли решить проблему в 32,9% и проконсультировали, и направили по нужному маршруту в 36,4%. 73,3% граждан и 72,7% экспертов считают необходимым наличие независимого от медицинских организаций контроля качества медицинской помощи.
По мнению экспертов, функции контроля способны осуществлять страховые организации и структуры с общественным участием НКО пациентов.