Встреча президента РФ Владимира Путина с членами СПЧ прошла в онлайн-формате 9 декабря.
Больница для бездомных людей
Член СПЧ Мария Ахмедова подняла проблему медпомощи бездомным людям.
По ее словам, в Совете знают случаи, когда человека с кровотечением и сильными болями выписывали и говорили обращаться в больницу по месту жительства. Но этого места нет. Бездомные люди в силу своего образа жизни подвержены диабету, тромбам, сердечно-сосудистым заболеваниям, туберкулезу.
ОМС, по словам Ахмедовой, устроено так, что получить плановую помощь невозможно. Она предложила президенту:
- построить больницу для бездомных людей, где не требовалась бы регистрация, паспорт и другие документы;
- поощрить некоммерческие организации, которые занимаются помощью бездомным людям;
- внести изменения в законодательство, которые позволили бы бездомным людям регистрироваться по месту фактического пребывания.
«Будем обязательно заниматься. Поручение будет дано. Конечно, тут очень важно сотрудничество с НКО и религиозными организациями», — ответил президент.
Пытки в УК
Член СПЧ Ева Меркачева напомнила, что этот год всем запомнился сообщениями и видео о пытках в колониях. После этих сообщений члены СПЧ объехали несколько «пыточных» колоний. По данным Совета, у происходящих пыток три основные причины:
- людей пытают, чтобы получить показания и признание;
- людей пытают, чтобы вымогать деньги;
- людей пытают, чтобы устрашать и наказывать за жалобы.
Меркачева попросила поддержать принятие отдельной статьи в УК РФ под названием «Пытки», чтобы людей наказывали за это, а не за «превышение должностных полномочий». При этом наказывать следует и тех, кто пытал, и тех, кто прикрывал, и тех, кто дал такие указания.
Также Меркачева попросила усилить общественный контроль и допустить членов СПЧ в «пыточные» колонии.
Меркачева добавила, что в тюрьмах уменьшается количество заключенных, но растет — в СИЗО, где годами могут находиться люди, вину которых еще не доказал суд. В частности она упомянула врачей, ректора Шанинки Сергея Зуева.
По мнению СПЧ, это низкое качество следствия, в котором людей заключают под стражу, чтобы добиться под давлением каких-то показаний.
Эти люди, по словам Меркачевой, сидят в основном по экономическим преступлениям, их вполне можно было отправить под домашний арест.
Президент ответил, что нужны системные меры и вопрос подлежит «самому внимательному рассмотрению».
«Конечно, засаживать человека за решетку не всегда оправдано», — добавил Путин.
Косатки в море
Член СПЧ Сергей Цыпленков попросил президента закрыть «юридическую дыру» в законодательстве, чтобы морских млекопитающих не вылавливали для развлекательных целей.
Среди его блока проблем были также положение об особо охраняемых природных территориях, развитие лесов на сельскохозяйственных территориях и противодействие пожарам.
Пожары, по словам Цыпленкова, возникают из-за пожароопасных практик: профилактического выжигания травы, палов на сельхозтерриториях, огневой очистки лесосек.
Президент согласился проработать эти вопросы.
Закон о домашнем насилии весной
Член СПЧ Екатерина Винокурова напомнила о необходимости принять закон о семейно-бытовом насилии. Законопроект, по ее словам, доработали с учетом всех предложений, даже тех, которые поступили от противников закона.
В проекте, по ее словам, вводятся судебные предписания, которые могут помочь развести людей в ситуации насилия в разные стороны.
Винокурова попросила президента концептуально поддержать закон и принять его уже в весенней сессии Госдумы.
«Я знаю, что в законе основные противоречия вроде бы сняты. Но надо все-таки добиться того, чтобы все те озабоченности, связанные с возможным внешним вмешательством в семью, тоже были сняты», — сказал Путин.
Он пообещал поработать над этим самостоятельно.
Пособие для руководителей
Член СПЧ Светлана Маковецкая выделила несколько проблем, связанных с НКО-сектором.
- Взаимодействие НКО и банков: в связи с проблемой Маковецкая попросила дать поручение Центробанку разработать методические рекомендации для кредитных организаций, как работать с НКО с учетом их специфики;
- Трудовые и социальные права руководителей НКО: попросила внести изменения в законодательство, благодаря которым руководители НКО, которые работают без оплаты труда, могли вставать на учет как безработные и получать пособия по безработице;
- Ограничения в негосударственной поддержке НКО: попросила дать поручение разработать механизм, по которому НКО могла бы попадать в реестр социально значимых организаций и получать поддержку от бизнеса, а также уточнить критерии входа в реестр и возможность его заявительного характера.
Путин признал важность затронутых вопросов, согласился дать поручение Центробанку разработать методические рекомендации для кредитных организаций и разобраться с порядком получения пособий для директоров НКО. Также президент отметил, что заявительный порядок реестра действует, но если есть какие-то «шероховатости», они требуют отдельного рассмотрения.
СМИ-иноагенты
Об «одном из самых спорных» законе об иностранных агентах говорил член СПЧ Павел Гусев.
По его словам, это большая беда для российских СМИ и журналистов. Гусев предложил создать отдельную рабочую группу по решению проблем вокруг этого закона и попросил взять тему под особый контроль.
По предложениям Гусева, следует хотя бы выносить предупреждения потенциальным СМИ-иноагентам, и если нарушение не испраляется, признавать их только через суд. Также он обратил внимание на то, что не предусмотрены процедуры обжалования и снятия с себя статуса иноагента.
«Надо посмотреть, как это функционирует, к чему это приводит. Но в то же время, вы же знаете, как к нашим СМИ относятся за границей. Их объявляют иностранными агентами, вызывают в суды, на допросы, им грозит тюремное заключение за неявку», — сказал президент.
«Нам нужно обеспечить и свободу слова, и неприкосновенность тех людей, которые обращают внимание на изъяны нашего общества, несовершенство нашего государственного аппарата и системы. Нам нужно только защитить себя от возможного вмешательства в наши внутренние дела со стороны», — добавил он.