Участники марафона рассказали, стоит ли социальный бизнес оформлять и продавать в виде франшизы, как выстраивать систему продаж услуг и товаров, какие акселерационные программы существуют для НКО и студентов, как помочь запустить проекты людям с инвалидностью и как выйти на рынок социальных услуг.
Открыла онлайн-марафон Марина Бакулина, социальный предприниматель из Тюмени. У Марины в Тюмени детский сад и центр речевой подготовки «Ступеньки» по социальной франшизе. Она рассказала о том, стоит ли НКО оформлять социальную франшизу, в чем плюсы и минусы:
«Самая большая проблема для социального предпринимателя — это бюджетирование. Ведь нужно считать деньги, понимать и повышать рентабельность, уменьшать сроки окупаемости, выстраивать систему продаж. Не получится социального предпринимательства без знания бизнес-моделей, находчивости, стремления зарабатывать деньги и делать предприятие устойчивым, самоокупаемым и прибыльным. И в этом состоит очень серьезное отличие от некоммерческой организации. Одно дело, когда вы зарабатываете в год сотни тысяч или пару миллионов рублей, и совсем другое дело, когда социальное предпринимательство приносит вам в год десятки миллионов. Это серьезная проблема для сознания социальщика. Во-первых, не умеющего брать деньги за свои услуги. Это я вам говорю как бывший учитель. Было стыдно получать деньги за свои услуги. Во-вторых, мыслящего категориями сотен тысяч. И я была в этом состоянии, а переход из одного состояния в другое всегда страшен.
Если вы приобретаете франшизу, в которой для вас суммы космические и это не фейковая франшиза, вы должны понимать, что вам придется дорасти до нее психологически. Во-первых, до суммы. Во-вторых, понять, сможете ли вы, образно говоря, жить вместе с собственником франшизы, если покупаете, и франчайзи, если продаете. И здесь вы должны на 90 % совпадать по образу мыслей и ценностям. Социальная франшиза, или социальное предпринимательство — это история про людей. И здесь не получится просто купить успешную финансовую модель. Нужно быть включенным в бизнес. Поэтому, хотя вы и можете со мной поспорить, она не для всех».
Плюсы социальной франшизы:
— вы должны стать ядром, вокруг которого сплотятся;
— не ждите чудес, приготовьтесь к плотной работе, нужно регулярно держать руку на пульсе;
— придерживайтесь правил;
— не ждите сверхприбыли.
Минусы социальной франшизы:
— предпринимателям с жилкой сложно находиться в рамках франшизы;
— жесткие обязательства по франчайзингу;
— риск купить фейковую франшизу.
Марина также отметила, какие франшизы покупать можно: она «должна быть старше» трех лет; у франшизы должна быть проработанная «начинка»; должно быть сопровождение.
Светлана Налепова, руководитель ресурсного центра «Свершение» из Московской области, рассказала, как предприниматель может стать социальным:
«Все социальные предприниматели жалуются, что у них себестоимость выше, чем в обычном бизнесе. У меня свое мнение на этот счет. Это все-таки социальная работа. Либо мы должны менять отношение к социальному предпринимательству и объяснять, что это личная история, чтобы она помогала повышать продажи. Либо социальную работу нужно компенсировать социальным предпринимателям и сюда субсидии направлять. Предприниматели, если это действующий бизнес, уже могут зарабатывать деньги, и они знают, что такое себестоимость и расходы. Если какой-то дополнительный заработок они готовы потратить на социальную работу сейчас, то постоянно это делать невозможно. Здесь субсидии и гранты нужны. И возможность такая есть».
Алексей Самоделкин, основатель проекта «Волшебная Крышечка» из Нижнего Новгорода, рассказал, как выстроить систему продаж социальному предпринимателю:
«Что происходит, когда вы выходите на рынок со своей продукцией? В первую очередь вы сталкиваетесь с классическим бизнесом, огромным, качественным, у которого хороший маркетинговый бюджет и многое другое. И на сегодняшний день, я считаю, нам надо образовать АНО – автономное некоммерческое объединение. Это идеальная форма некоммерческого сектора. Нам необходимо создать объединение социальных предпринимателей с точки зрения продаж, то есть некий департамент продаж, который бы мог в отдельно взятом регионе, изучив и пригласив к сотрудничеству социальных предпринимателей, составить пул продукции и начать работать с клиентами. То есть решить проблемы у нас как у предпринимателей при продаже продукции. Мы не можем найти хороших продавцов либо тех, кого бы хотели пригласить на работу. Они слишком дорого стоят. Я предлагаю найти «звезд» — три, пять человек в каждом регионе. Также руководитель этого подразделения будет смотреть, кто из предпринимателей создаст на своей базе «машину» по продажам. Приглашаем региональных социальных предпринимателей, берем продукцию, упаковываем ее качественно и подводим под нее финансовые инструменты, которые на сегодняшний день для нас, простых смертных, не доступны. Кредиты нам не дают, потому что мы НКО: либо у нас маленькие обороты, либо нет залога. Таким образом, мы создаем пул товаров и услуг и идем к серьезным крупным корпоративным клиентам, для того чтобы предложить им полный комплекс».
Анна Хрястунова, социальный предприниматель из Вологды, поделилась информацией о том, какие есть возможности для предпринимательской деятельности у людей с инвалидностью:
«Мы давно поднимали в ОПОРЕ вопрос о трудоустройстве инвалидов. Почему-то люди думают, что большинство из нас работает на крупных «инвалидных» предприятиях, должны там коробочки собирать или что-то еще. Но никто не думает про свободный рынок труда. Хотя в федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» есть формулировка, согласно которой государство содействует предпринимательским инициативам людей с инвалидностью (статья 20 «Обеспечение занятости инвалидов», федеральный закон № 181).
Хотя кроме налоговых вычетов и статьи этого закона, к сожалению, другой поддержки нет. При этом нам помогают фонды, а именно их акселерационные программы, в которых мы можем принять активное участие. Сейчас Министерство экономического развития РФ разрабатывает программу поддержки людей с инвалидностью.
Какие проблемы на сегодняшний день существуют у нас? Большинство центров поддержки предпринимательства и ЦИССы труднодоступны для инвалидов, и просто так к ним не добраться. Также нет информационной поддержки и очень мало дистанционных сервисов. А людей с инвалидностью, желающих открыть свое дело, очень много. Поэтому нужны государственная поддержка и образовательные программы».
Дмитрий Богданов, директор департамента-акселератора Фонда поддержки социальных проектов, поделился со зрителями информацией о федеральных возможностях для социальных предпринимателей:
«Запустились мы в этом году. У нас был рабочий старт. При помощи коллег из фонда интернет-инициатив провели первый акселератор ФПСП. Суть работы акселератора и работы фонда поддержки социальных проектов очень проста. Фонд создается для поддержания экосистемы социального предпринимательства, основные задачи которой ставятся перед фондом. Это развитие бизнес-компетенций у социальных предпринимателей и финансирование тех проектов, которые показали перспективный рост. Сразу хочу сказать, что программа фонда не предполагает выдачу грантов либо безвозмездных субсидий. Мы предоставляем помощь в виде обучения по бесплатной акселерационной программе. У нас все образовательные программы на данный момент бесплатные.
Как показывают опросы, большую часть проектов организуют без соответствующих квалификаций и навыков организации собственного дела, ведения бизнеса. Это связано зачастую с тем, что социальный предприниматель прошел свой путь, пережил боль или проблемы и желание поменять будущее для других людей. Поэтому стараются, меняют, но, к сожалению, не очень хорошо выстраивают бизнес с точки зрения организации деловых процессов.
Мы развиваем необходимые навыки и компетенции по формированию ценностного предложения, выявлению действительных проблем покупателей, потребителей, выстраиваем связку производитель – продавец – покупатель, потребитель тех или иных социальных услуг. Это гораздо шире, чем представляет 442-й федеральный закон. Мы считаем социальными предпринимателями всех, кто решает локальную, региональную или общефедеральную социальную проблему в сферах здравоохранения, образования, экологии, культуры, оказывает помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
Инна Газиева, директор Центра общеакадемических образовательных инициатив ИОРСИ РАНХиГС из Москвы, поделилась информацией о том, как вовлекать студентов в социальное предпринимательство:
«Программа акселератора направлена на формирование и развитие системы выявления, системы воспитания социально ответственных, социально ориентированных лидеров, в принципе социально активных граждан, молодых людей, студентов. Кроме того, акселератор нацелен на развитие компетенций, которые происходят на основе разработки и реализации студенческих проектов в сфере социально ориентированных проектов.
Акселератор действует уже шестой год, и проходит он с сентября по конец апреля, когда ребята презентуют свои проекты. После этого они уходят на «докрутку» проектов и развитие. По большому счету активный сезон продолжается в течение академического года».
Проект в течение четырех лет существовал только для студентов РАНХиГС, но потом авторы акселератора ощутили эффект. Несколько лет назад они привлекли несколько вузов, и в 2016 году их поддержало Агентство стратегических инициатив, акселератор стал всероссийским проектом:
«Особенности организации процесса в следующем. Преподаватели со студентами разрабатывают некий макет проекта. И дальше, уже в течение всего акселерационного периода, студенты во взаимодействии с органами власти, бизнеса и НКО занимаются реализацией этого проекта. Наша цель не просто научить ребят разрабатывать проекты, но и реализовывать их. Прокачать, что называется, прикладные скиллы. Потому что люди, которые участвуют в акселераторе, представляют собой разные направления подготовки — и бакалавры и аспиранты. Они не студенты одной группы, это разные студенты, и мы учим их распределять роли».
Как отметила Инна, победители определяются не во время презентации проектов, а уже после запуска, когда можно наблюдать социальный и экономический эффект. И только после результатов реализованных проектов самые лучшие команды отправляются на зарубежную стажировку для изучения лучших практик в целях изучения развития социального предпринимательства.
Наталья Малахова, эксперт Фонда социальных инвестиций из Перми рассказала, как некоммерческим организациям выйти на рынок социальных услуг:
«В акселератор идут очень разные проекты. И серьезный бизнес, и «начинашки», как мы их называем. И за то время, что мы работаем, много школ выпустили, стало понятно, что проблем две. Первая – у тех, кто сейчас делает бизнес либо пытается войти в него, решая какую-то проблему. Они хотят не просто каким-то образом помогать и быть благотворителями или спонсорами, а создавать социальный бизнес. Вторая – это как раз общественные организации, какие-либо НКО, которые хотели бы тоже войти хотя бы какой-то частью в социальное предпринимательство, но не знают, как это сделать, потому что информации мало, законодательство у нас меняется, на мой взгляд, достаточно хаотично. Этот информационный компонент очень важен и нужен, чем мы и занимаемся.
Для того чтобы понять механизм взаимодействия и выстраивания модели бизнеса, скажем так, для некоммерческих организаций и всех прочих, надо понимать цель. Вот этому прежде всего и учим. Какая цель у организации? Например, все начинается с социального действия, с благополучателей. Если единственными благополучателями являются социально усеченные слои населения, то, возможно, это была НКО, в которой делали какие-то проекты, регулярно подавали на гранты, конкурсы, субсидии, и она существовала таким образом. И они пытались выстроить устойчивую социальную модель, начать производить какие-то товары и услуги. Они сталкиваются с вопросом: как нам построить эту модель? И НКО терять не хочется, потому что это гранты и конкурсы, но хочется и нужно делать что-то, чего не позволяет устав, и как-то выходить из положения. Соответственно надо понимать, если цель остается для этих благополучателей, постоянно создают какие-то программы, получают какие-то средства из государственного бюджета. Понятно, что НКО нужно оставлять. Просто нужно менять устав и включать в него те пункты, которые соответствуют стратегиям развития и позволяют включить в эту схему другие организационно-правовые формы. Например, НКО может учредителем войти в ООО, и прибыль будет поступать в НКО. Никаких вопросов не возникнет. Так же НКО может сотрудничать с любыми другими организациями, с ИП. Например, по программам, привлекая ИП как подрядчика.
Вопрос не столько в жестких стандартах работы и в каких-то прописанных до мелочей конструкциях. Дело в неком обучающем центре и наставничестве, который предлагает идею, основной концепт, а уже люди, подхватывающие с других территорий, адаптируют его под себя и регулярно пользуются услугами наставников своего обучающего центра, получают кейсы, наработки и так далее».
28 июня в России отметили Международный день социального бизнеса. Дата была выбрана неслучайно. Это день рождения Мухаммада Юнуса, социального предпринимателя и лауреата Нобелевской премии мира 2006 года в номинации «За усилия по созданию экономического и социального развития снизу». Он стал главой и основателем Grameen Bank, пионером микрофинансирования и микрокредитования.
Онлайн-марафон социальных предпринимателей России состоялся при поддержке Комиссии по социальному предпринимательству ОПОРЫ РОССИИ, Комитета гражданских инициатив и Университета КГИ.
Просмотреть видеозаписи всех выступлений можно по ссылке.