Денис, с чего началась история фестиваля?
— В какой-то момент в «Перспективу» стали присылать фильмы, рассказывающие о людях с инвалидностью. Мы начали их использовать для тренингов, предназначенных как для людей с инвалидностью, так и для членов их семей. И очень скоро увидели, как эффективно можно использовать кино для изменения отношения к таким людям. Фильм — это очень сильный инструмент. Потому что невозможно, чтобы всегда был кто-то рядом, способный рассказать свою жизненную историю. К тому же показ фильмов о жизни людей с инвалидностью, снятых в разных странах, это своего рода обмен опытом.
Потом мы стали организовывать показы таких фильмов для педагогов, различного рода специалистов, журналистов и работодателей. И вы не поверите, насколько они были удивлены тем, что жизнь людей с инвалидностью может быть такой активной и интересной. Вообще хороший документальный или художественный фильм о людях с инвалидностью – отличный способ изменить отношение в обществе к этим людям. Это возможность осознать, как по-разному можно жить с инвалидностью; показать, что из любой ситуации можно найти выход. Такие показы – это своего рода площадка для обсуждения тем, о которых раньше молчали. Создано множество картин, демонстрирующих, как человек с инвалидностью может достойно жить, если общество создает для этого условия, поддерживает его.
Спустя какое-то время мы узнали, что кинофестивали о жизни людей с инвалидностью есть во многих странах, в том числе в Англии, США, Германии, Канаде… И подумали, почему бы и в России его не создать? Нашлись люди, которые поддержали нас и помогли организовать первый фестиваль. Он состоялся в 2002 году в кинозале Российской академии наук и был очень скромным. Но несмотря на это, атмосфера царила замечательная. Кстати, и во время этого фестиваля многие мне говорили, что их поразила доброжелательная, добрая и семейная атмосфера. Мы этим гордимся.
Фестиваль «Кино без барьеров» является международным. Значит ли это, что с той же программой, которая была показана в Москве, он поедет в другие страны?
— Международный статус фестиваля определяется его участниками. В этом году это около 30 стран. Обычно конкурсную программу после Москвы могут увидеть зрители и других городов России. В этом году планируется охватить 30 городов. Казахстан, Украина и Таджикистан также хотят организовать у себя подобный кинофестиваль. Кстати, часто фестивали в разных странах мира, подобные нашему, обращаются с просьбой предоставить картины, победившие на нашем кинофестивале. Если это российские фильмы, то с одобрения автора отсылаем их для участия в международных показах. Мы хотим, чтобы и в других странах увидели прекрасные фильмы, снятые в России.
А в России больше нет фестивалей, подобных вашему?
— Так, чтобы это был именно кинофестиваль (не телевизионный), посвященный жизни людей с инвалидностью, то, наверное, наш самый первый и масштабный. Но, например, есть фестиваль «Кино для всех» в Ханты-Мансийске. Кстати, члены его оргкомитета часто обращаются к нам за рекомендациями.
А есть ли какой-то принцип, которого вы всегда придерживаетесь во время проведения кинофестиваля?
— Один из важных принципов – это показывать интересные фильмы, рассказывающие о разносторонней жизни человека с инвалидностью. Фильмы должны не только отражать проблемы этих людей, но и помогать найти выход из сложной жизненной ситуации. Традиционно на показы мы стараемся приглашать режиссеров и героев фильмов — участников, например, в этом году это были представители из 14-ти стран. Ведь одна из целей фестиваля – повлиять на режиссеров, дать им новые идеи для фильмов на эту тему. После закрытия «Кино без барьеров» многие из них говорили мне, что посещение фестиваля и увиденные замечательные кинокартины дало им огромное количество идей для новых работ. Ведь это очень важно – «провоцировать» режиссеров на создание интересных, не «поверхностных» фильмов о людях с инвалидностью.
На фестивале один из героев бразильского фильма «Друзья» рассказывал, как сильно изменилась его жизнь после съемок. Есть ли на вашей памяти аналогичные примеры?
— Таких случаев очень много. Даже на этом фестивале многие наши участники говорили о том, как их жизнь словно разделилась на две части: «до» и «после» фильма. Некоторые, как Аксел (героиня француского фильма «Золушка с левой ноги») сказала, что снялась в фильме, потому что ее двоюродная сестра — инвалид. Своим поступком она хотела изменить отношение общества к людям с инвалидностью. Герои фильмов говорили и о том, как важно, что их история становится публичной. Приняв участие в съемках фильма, люди с инвалидностью становятся увереннее в себе, получают важный жизненный опыт, чувствуют внимание. И это очень важно.
А увеличивается ли число заявок на участие в фестивале?
— Конечно, в первые годы его проведения заявок было не так много, как сейчас. Но ведь дело не в количестве. Например, на прошлый фестиваль поступило примерно столько же заявок на участие, как в этот раз (около 160). Но самое главное – повышается качество работ. Возможно, это связано с тем, что в мире вообще стали больше снимать фильмов на эту тему. А может быть, и потому, что все большее количество людей узнают о нашем фестивале и хотят в нем участвовать.
А кто, по вашим наблюдениям, присутствовал в качестве зрителей на кинопоказах? Это люди с инвалидностью и члены их семей?
— Как ни парадоксально, с каждым годом на фестиваль приходит все больше людей без инвалидности. На закрытии, например, мне показалось, что только четверть зала заняли люди с инвалидностью. Очень много было молодежи. Присутствовали также и бизнесмены, представители творческих профессий. Вообще, на протяжении всех показов в кинотеатре «Художественный» залы были заполнены. Во время вечерних сеансов большой зал, рассчитанный на 500-600 человек, всегда был полон.
Какие фильмы лично Вас тронули?
— Их очень много. Это и бразильская картина «Друзья», и корейско-японский фильм «Планета улитки», и греческий фильм «Спасшиеся», и американский фильм «Одна революция» и многие-многие другие. Если хотя бы один из этих фильмов покажут по телевидению, отношение в обществе к людям с инвалидностью изменилось бы. Но, конечно, после показа фильмов должны следовать реальные действия по оказанию помощи инвалидам. Кино должно служить только толчком к этому.
Денис, в программу кинофестиваля вошли, в основном, зарубежные ленты. Почему, на Ваш взгляд, в России мало снимают фильмов о жизни людей с инвалидностью?
— Наверное, на любом международном фестивале должно быть представлено как можно больше работ из разных стран. На самом деле, русских фильмов прислано достаточное количество. Для показа были отобраны только лучшие. Во время отбора мы заметили, что присланные российские фильмы о жизни инвалидов больше ориентированы для показа по ТВ. А наш фестиваль больше предусматривает документальный формат.
На пресс-конференции перед открытием кинофестиваля американский режиссер Эрик Нудел сказал, что в США документальные фильмы о жизни людей с инвалидностью показывают, в основном, на общественном телевидении. В России его запуск планируется в следующем году. Как Вы думаете, будут ли на нашем общественном телевидении показывать подобные фильмы?
— Очень на это надеюсь. Но уже сейчас документалистику стали активнее транслировать на ТВ. Надеюсь, что и часть наших фильмов попадет на телевидение. Говорят, что в ближайшее время на Первом канале покажут документальный фильм Любови Аркус о мальчике c аутизмом «Антон тут рядом». Это здорово.