«Делай людям хорошо, тогда бизнес будет процветать», «не ты – мне, я – тебе, а все вместе и друг для друга», — так вкратце можно сформулировать главные тезисы альтернативной, «гуманной» экономики, которая, как надеются французский футуролог и его единомышленники, придет на смену существующей. Корреспондент АСИ попыталась найти ростки будущего в нынешней экономической реальности, собрав примеры позитивной экономики, как зарубежные, так и российские.
Vitamin T для безработных
Андре Дюпон (один из тех, кто проводил мастер-классы в рамках Форума в Ростове) по первому образованию социальный педагог, ныне — преуспевающий бизнесмен, президент компании «Vitamine T» и председатель ассоциации социальных предпринимателей Франции «Le Mouve».
Идея бизнеса, объединяющего в себе получение прибыли и решение острой социальной проблемы, пришло к нему 20 лет назад, когда он работал с трудными подростками. Он понял, что вырвать их из привычного «болота» можно только дав работу и хоть какие-то перспективы на будущее. На базе заброшенного завода по переработке бытовых приборов он основал новое предприятие, занимавшееся примерно тем же – вторсырьем (здесь разбирают на части и дают вторую жизнь автомобилям, стиральным машинам, любым старым механизмам), но с принципиально иным подходом к кадровым вопросам.
Нанимают здесь, главным образом, «проблемных» безработных, которых присылает биржа труда. С ними работает целая служба психологов и социальных педагогов. В итоге 60% из них задерживаются на этом месте надолго. Сейчас на предприятиях компании трудятся более 2 тысяч человек, оборот составляет 12 млн евро. Помимо перерабатывающих предприятий холдинг занимается выращиванием экологически чистых овощей.
Для справки: продукция социальных предприятий составляет 20% ВВП Франции.
OXUS Holding: микрозаймы для бедняков
Французский финансовый холдинг занимается тем, что выдает микрозаймы самым бедным – тем, кто много и тяжело работает, но зарабатывает, тем не менее, слишком мало, чтобы получить доступ к обычным финансовым услугам.
О том, кто является клиентами OXUS, говорит хотя бы география его работы: Таджикистан, Киргизстан, Афганистан, Республика Конго – страны, находящиеся в самом конце мирового рейтинга уровня жизни. Более 65% клиентов живут в сельских районах. Присцилла де Мутье, президент Oxus Holding, выступая на форуме в Ростове, подчеркнула, что крайне важно предоставить беднейшим слоям общества доступ к финансовым услугам – порой минимальные суммы способны полностью перевернуть жизнь целой семьи, дав возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь. Задача Присциллы и ее коллег – не столько прибыль, сколько борьба с бедностью.
Concerve: мусорные сумки
Компания Concerve – дизайнеры от пластиковых пакетов. Основатель компании Анита Ахуджа (Anita Ahuja), еще будучи студенткой, пыталась найти способ поддержать беднейших работников Дели – сборщиков мусора, зарабатывавших всего 25 долларов в месяц. И нашла: выяснилось, что вымытые, высушенные на солнце, мелко нарезанные и особым образом спрессованные пластиковые пакеты (80-100 штук) превращаются в лист крепкого пластика, из которого можно делать сумки, плащи, зонтики и много чего еще. При этом каждый кусок такого «handmade recycled plastic» (вторичного пластика ручной работы) имеет уникальный яркий рисунок и не нуждается в окрашивании.
За время работы (с 1998 года) компания создала сотни тысяч новых рабочих мест, причем сотрудники получают в три раза больше средней зарплаты мусорщиков в Дели.
Европейцы с удовольствием покупают «мусорные» сумки, которые продаются в магазинах Лондона и Берлина рядом с продукцией мировых брендов. Характерно, что индийцам понадобилось больше времени, чтобы принять продукцию «отечественного мусоропрома», однако и они довольно быстро привыкли.
Emergence: французский бокс против уличной преступности
Спортивный центр создан в пригороде Гавра социальным работником и тренером по французскому боксу Аллауи Генни. Идея состояла в том, чтобы построить центр с самым современным оборудованием, квалифицированными тренерами и программой обучения боксу в неблагополучном районе. Цены в нем в шесть раз ниже, чем в аналогичных по уровню спортивных клубах Франции. Это заставило многих представителей среднего класса преодолеть опасения и воспользоваться услугами центра.
Таким образом Генни получил не только финансовую возможность заниматься с неблагополучными подростками спортом (который, как известно, лучшее лекарство от неблагополучия), но и клиентов из совершенно разных социальных слоев. Такой вот механизм социальной адаптации. Результат налицо: в течение пяти лет в бедных районах Гавра на 30% снизился уровень уличной преступности.
El Nafesa: старинная бумага против бедности
Египетский фонд El Nafesa действует с 2002 года. Возрождение древнего египетского искусства производства ручной бумаги помогает решить несколько задач одновременно: занять безработных из сельских районов Египта, возродить пришедший в упадок исторический промысел, а также предотвратить неэкологичную практику массового сжигания бумажных отходов.
Российские примеры социального предпринимательства – вещь весьма неоднозначная. Из проектов, которые были представлены на Форуме позитивной экономики, по гамбургскому счету, если ориентироваться на зарубежную модель социального бизнеса, ни один не является в чистом виде социально предпринимательским. Чаще всего это бизнес, основанный на технологиях, несколько более интеллектуальных и сложных, чем продажа природных ресурсов или торговля — например, фабрика по переработке макулатуры в Брянске или архитектурно-инженерное бюро, проектирующее фермы по принципам австрийского фермера-новатора Зеппа Хольцера. Или же бизнес обычный, значительная часть прибыли которого идет на благотворительность или социальные проекты.
Тем не менее, тема развития социального предпринимательства в России сегодня является трендовой, и тематический спектр деятельности тех, кто занимается социальным бизнесом, постоянно расширяется.
Тревожная кнопка для пожилых
Один из старейших проектов социального предпринимательства в России, автор которого, предприниматель из Санкт-Петербурга Константин Лившиц, почти 10 лет подряд внедряет довольно технологически сложную систему поддержки пожилых людей и инвалидов.
Прикованный к постели человек может отправить сигнал SOS в круглосуточный диспетчерский центр, где постоянно дежурит врач. Абонентская плата за такую услугу невелика и доступна даже малообеспеченным. При подключении абоненту выдается мобильное устройство, как правило – «бабушкофон», сотовый телефон с удобными для пожилых большими кнопками. Нажав всего на одну, человек круглосуточно связывается с оператором. Отличие от бесплатной государственной «кнопки» 911 или 03 в том, что можно не дожиться, когда ситуация станет аховой, и звонить не только по вопросам жизни и смерти, а по любым другим, гораздо менее критическим, но крайне важным для одиноких и нередко беспомощных людей.
Мода по сходной цене: Charity Shop
Charity Shop — один из первых благотворительных магазинов одежды в Москве. Сверхзадача бизнеса – избавить сограждан от ненужных вещей, сократив количество тряпья, отравляемого на свалку. «Мы организуем сбор вещей в офисах, принимаем одежду от всех, кто готов ею поделиться. Это важно: вещи, которые не были нужны их предыдущим владельцам, снова возвращаются в экономику и становятся полезными и желанными для других людей. Это заставляет нас более рационально подходить к потреблению и учит делиться, — рассказала создатель проекта Дарья Алексеева, выступая на дискуссии «Благотворительность: простая и понятная». – Примерно треть из собранного — что называется, «трэш», только выбросить. Раньше мы сдавали это в H&M, которые отправляли вещи на переработку в Германию. Теперь нашли наше предприятие, делающее из старых вещей рубероид. Это же прекрасно – знать, что из ваших старых носков сделали что-то полезное… Треть – обычный секонд-хэнд. Треть – то, что окупает затраты: брендовые вещи, которые у нас можно купить за смехотворные деньги».
Финансовая модель выглядит так: за счет продажи одежды магазин покрывает затраты на аренду, зарплаты, обслуживание магазина, остальное идет на благотворительность – пожертвования Центру равных возможностей «Вверх». «В других странах благотворительные магазины получают серьёзные налоговые льготы и послабления по аренде, — рассказывает Дарья Алексеева. — Например, в Великобритании 80% стоимости аренды покрывает государство. К сожалению, в Москве всё не так, поэтому нам приходится конкурировать с обычными коммерческими предприятиями. Тем не менее, мы стараемся работать как можно лучше, чтобы передавать на благотворительность как можно больше денег».
«Швейное кафе» в Волгограде
Кафе, в котором можно шить или ателье, в котором можно есть, появилось в кризисной ситуации, в которое попала его владелица. Для Татьяны Цыбулиной, швеи и технолога с многолетним опытом, началом проекта стал конец ее карьеры: она тяжело заболела. По совету психолога занялась своим любимым делом – пэчворком, лоскутным шитьем.
Одновременно ей пришла в голову идея, как можно объединить любителей шитья, помочь тем, кто хочет шить, но не имеет нужного оборудования, а заодно и дать работу людям с инвалидностью. Теперь в одной комнате, где располагается кафе, можно воспользоваться швейной и вышивальной машиной, раскроить вещь, пройти мастер-класс по пэчворку, пообщаться, выпить кофе с пирожками. Работает заведение по принципу антикафе – посетители платят за час времени, проведенного здесь.
Бездомным – «Ночлежка», туристам – сувениры
Один из старейших (работает с 1990 года) и самых больших (рассчитан на 12 женских и 40 мужских мест) приютов для бездомных «Ночлежка» находится в Санкт-Петербурге. Кроме ночлега и еды, здесь можно получить консультацию психолога и юриста – это важно для тех, кто хочет выбраться с улицы и вернуться к обычной жизни. Сотрудники помогают также с трудоустройством, поиском жилья и родственников.
Чтобы финансировать проект, в 2013 году директор «Ночлежки» Григорий Свердлин запустил линию сувенирной продукции – майки, кружки, сумки и магниты с цитатами из Даниила Хармса, Николая Олейникова, Александра Введенского и других ленинградских–петербургских поэтов-авангардистов продаются через интернет-магазин и в сувенирных лавках. Все вырученные деньги идут на содержание приюта.
«Бампер»: книги на колесах
Детская книжная студия «Бампер», созданная Анной Тихомировой, – про то, что важно не просто продать книгу, а увлечь чтением конкретного ребенка, подобрав интересное чтение именно для него. «Главное – не просто привезти книги, а рассказать о них так, чтобы вдохновить детей читать», — говорит Тихомирова.
Автобус ездит по школам и детским домам Москвы, Подмосковья и других городов России, появляется на разных открытых городских площадках и праздниках. В ярко разрисованном автобусе можно купить книгу, почитать книгу, поговорить про книгу, повстречаться с автором книги, сочинить свою собственную и нарисовать к ней иллюстрации. Деньги, вырученные от продажи книг, идут на развитие программ детского чтения.
Больше примеров российского социального предпринимательства.
Фото: commons.wikimedia.org / Зона действия, positiveeconomy.co, pixabay.com, conserveindia.wordpress.com, flickr.com, saglikolsun.info, vk.com/sewing_cafe