Пропала собака по кличке Диана
Преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Архангельская 30 июля разместила в Facebook пост о том, что в Москве у слепой девушки украли собаку-поводыря. Как рассказала Архангельская, это произошло 29 июля около 18.00 рядом с магазином «Папа Карло» у станции метро «Профсоюзная». Хозяйка собаки – слепая певица Юлия Дьякова. Её называют «девушкой с голосом Анны Герман». Юлия участвовала в международном конкурсе песен Анны Герман в Польше и дошла до финала, получила приз зрительских симпатий. В апреле 2015 года Юлия стала участницей программы «Сегодня вечером с Андреем Малаховым», на которой познакомилась с легендарным Ником Вуйчичем. После этой передачи, по словам Архангельской, девушка прославилась на всю страну, ее стали узнавать и подходить на улицах.
«Сначала Юля решила, что Диана просто отбежала по надобности, потом стала звать, потом собрался народ. Спустя минут десять к Юле подошла девушка и рассказала, что видела в метро зрячую женщину с собакой-поводырем, собаку узнала, потому что несколько раз видела их с Юлей в магазине, удивилась и решила проследить за женщиной, но потеряла ее в толпе. А спустя несколько часов Юле позвонили и сказали, что у метро «Профсоюзная» нашли выброшенный ошейник с номером ее телефона», — написала Анна Архангельская.
Юля и Диана вместе уже год и девять месяцев.
Просьбу о помощи в поисках собаки подхватили пользователи социальных сетей, чуть позже история попала в СМИ, после чего официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сделал заявление, что следователи обязательно вернут Юлии Дьяковой верного друга и помощника.
В итоге 6 августа собаку вернули хозяйке. Диану нашли в одном из подмосковных питомников, куда ее привела неизвестная женщина. Сообщалось, что следователям пришлось отсмотреть большое количество видеозаписей с камер наблюдения и проследить практически весь путь «похитительницы».
Работу следователей прокомментировал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. «Честно говоря, никто в это не верил, а такое чудо они совершили», — сказал он.
Другая версия
В краже собаки обвинили Викторию Павленко. 12 августа Гагаринский районный суд Москвы принял постановление об избрании для нее меры пресечения в виде домашнего ареста. Следствие предъявило Павленко официальное обвинение в краже в особо крупном размере. Виктория свою вину не признает.
За несколько дней до суда Виктория Павленко дала интервью телеканалу «360° Подмосковье», в котором рассказала свою версию случившегося. В нем она говорит, что является волонтером, который спасает собак и кошек. На странице Павленко в Facebook действительно много просьб о помощи в устройстве бездомных котят, собак, поддержке приютов бездомных животных.
По словам Павленко, она увидела возле станции метро «Профсоюзная» бегающую в амуниции собаку и сначала сделала фото на телефон. «На ней действительно был ошейник, на котором был адресник. Но его я разглядела только когда ехала в электричке, когда играла с собакой. Когда я обнаружила собаку, посмотрела по сторонам — нет ли человека, который ее потерял. Потому что было похоже, что собака что-то ищет. Но я никого не нашла. Было много людей. Это был вечер. Я не видела человека, который вышел из магазина и кричал: «Помогите, спасите, я потеряла собаку!». Если бы были крики — люди бы откликнулись, как они откликнулись потом, когда появилась информация в СМИ, и весь мой путь отследили. Я посмотрела по сторонам, прошлась назад, но там никого не было. Для меня ситуация была очевидна — собака потерялась. Я не восприняла ее как собаку-поводыря. Для меня это нонсенс [что собака поводырь может убежать]. Мне кажется, она не может убежать. Собака-поводырь обучена, она должна идти рядом с человеком, как мне кажется», — сказала Павленко.
По словам Павленко, она сразу зашла с собакой в метро, не снимая с нее амуницию, потом села в электричку. Она хотела сначала защитить животное и потом уже в спокойной обстановке найти ее хозяина. Собаку согласилась принять команда, которая профессионально занимается потерявшимися лабрадорами.
До счастливой встречи, которую показали по телевизору 6 августа, собака дважды находилась рядом с Юлей в присутствии свидетелей, подчеркивают друзья Виктории. Первый раз 31 июля в деревне Ступино и во второй раз вечером 5 августа снова в Ступино. В обоих случаях Юлия сказала: «Это не Диана». Чип у собаки тогда не смогли найти, и только когда к собаке приехал кинолог, удалось установить, что это, действительно, та самая собака-поводырь.
«Когда кинолог приехал в СК на опознание, собака настолько обрадовалась, что описалась. Хотя кинолог давно не видел эту собаку. Юля год и девять месяцев жила с ней одна. Собака узнала кинолога, а кинолог узнал собаку… В итоге нашли чип, который мы, естественно, не вырезали. У нас не было цели ее скрыть. У нас была цель найти ее хозяина», — рассказала Павленко.
По мнению Елены Карловой, опознавшей Диану, в первые два визита в Ступино Дьяковой могли подсунуть другую собаку.
Процесс
Защита Виктории Павленко ходатайствовала о поручительстве либо подписке о невыезде. Поручителями согласились выступить специалисты гражданского права Артем Карапетов и Андрей Егоров, но суд избрал меру пресечения в виде домашнего ареста до 29 сентября. Павленко запрещено покидать дом (за исключением посещения медучреждений), вести переговоры с использованием средств связи – мобильного телефона и интернета, а также общаться с представителями СМИ без письменного разрешения следователя.
«Я объявляю голодовку, отказ от воды прежде всего. Чтобы скорее наступили последствия для моего организма. Я просто не могу терпеть унижения», — сказала Павленко после вынесения решения суда.
По словам адвоката, вменяемую Павленко статью переквалифицировали с «кражи» на «кражу в крупном размере», так как стоимость собаки-поводыря составляет 200–300 тыс. рублей.
Друзья и знакомые Виктории Павленко начали кампанию в защиту девушки. В частности, они создали в Facebook группу «Защитим Вику Павленко», где аккумулируют информацию том, как развивается это резонансное дело. Также идет сбор подписей под петицией в защиту Павленко. Нашлись свидетели того, что Юлия Дьякова якобы жестоко обращалась с собакой – била ее тростью. Пользователи соцсетей также негодуют, что Юлия Дьякова поет в переходах в сопровождении собаки-поводыря, то есть занимается попрошайничеством.
«Я спокойно отношусь к этим разговорам, – цитирует Дьякову «СтарХит». – Если кто-то когда-то видел, что я бью Диану, почему тут же не обратился в полицию? Да, я могу прикрикнуть, когда она не слушается, или легонько шлепнуть ее тростью… Доказывать свою правоту я не буду – пусть каждый решает сам, на чьей стороне быть».
Юлия Дьякова называет себя уличным музыкантом, не видит в этом ничего плохого и обращается к мэру Сергею Собянину с просьбой создать в Москве специальные площадки для выступлений уличных музыкантов. «Просто хотелось бы государственной защиты моего труда – ведь это тоже труд. Хотелось бы почувствовать себя человеком и свою деятельность работой, а не попрошайничеством», — сказала Юлия в интервью порталу «Православие и мир».
Дьякова считает, что если бы не общественный резонанс, собаку скорее всего не нашли бы, более того, вряд ли вообще стали бы искать.
Против попрошайничества
В поддержку Виктории Павленко выступили несколько некоммерческих организаций и движений, деятельность которых связана с защитой животных.
В частности, представители Фонда PET «Не просто собаки», которые знают Викторию Павленко лично, выступают против попрошайничества на улице с животными и отрицательно относятся к использованию любых животных в качестве «инструмента» для получения прибыли. В Москве существуют «команды спасения» большинства пород собак (лабрадоров, овчарок, алабаев, такс, спаниелей, декоративных собак и т.д.). Собака-поводырь Диана попала на передержку к команде спасения лабрадоров, откуда ее и забрала через неделю хозяйка Юлия. Но помимо Дианы под опекой лабрадор-команды есть много других лабрадоров, брошенных и никому не нужных даже бесплатно, подчеркивают в фонде. «Предполагать, что кто-то украл собаку у слепой женщины в надежде на солидный выкуп, так же бессмысленно, как думать, что взрослого лабрадора можно украсть и выгодно перепродать. Мы не раз общались с разными командами спасения породистых собак, есть грамотные и эффективные команды, есть не очень, но мы можем точно сказать, что они не воруют собак для перепродажи, а находят десятками на улицах (или привязанных в лесу) и стараются найти им новые семьи», — говорится в заявлении фонда. Фонд выступает за то, чтобы к ответственности привлекались не те, кто находит собак, а хозяева, теряющие или выбрасывающие животных, а также люди, которые содержат животных в условиях, не отвечающих их естественным потребностям. «Мы уверены, что даже если «операцию спасения» собаки Виктория провела далеко не идеально, у нее не было умысла украсть собаку. Она прекрасно знает, сколько в Москве никому не нужных, брошенных лабрадоров, у нее самой множество подопечных собак и щенков», — отмечают представители фонда.
Альянс защитников животных на своей странице»ВКонтакте» также опубликовал заявление в поддержку Павленко. В нем говорится, что Павленко лично помогала альянсу, предлагала юридическую помощь, участвовала в освобождении активистов движения из ОВД. По мнению представителей альянса, Павленко — отважный волонтер, посвящающий все свое время защите бездомных животных.
Помочь животным по-настоящему
Представители организаций помощи животным подчеркивают: если бы собаку отравили у метро, такого общественного резонанса и реакции правоохранительных органов не последовало бы. За последние годы было отравлено и убито несколько тысяч животных, в том числе собак-поводырей, и практически никого за это не наказали. Организации задаются вопросом: почему сотни других преступлений, связанных с животными, не расследуются?
«По данным СМИ. в Зеленограде, Казани, Шушарах жестоко убиты (отравлены) собаки-поводыри. Случаи жестокого убийства и отравления собак за последние годы составляют несколько тысяч. Среди погибших животных собаки, принадлежащие инвалидам, старикам, семьям с детьми. Каждый случай — это настоящая трагедия. По большинству указанных фактов в полицию были поданы заявления. По нашей информации, не доведено до завершения ни одно уголовное дело, виновные не были привлечены к ответственности. Более того, лица, занимающиеся убийством и отравлением животных, не скрываются, дают интервью СМИ. Однако и по этим фактам правоохранительные органы каких-либо мер реагирования не предпринимают», — говорится в обращении к Президенту РФ и Генеральному прокурору. Авторы обращения требуют обеспечить проведение объективного расследования событий в Москве и отменить постановление о возбуждении дела в отношении Павленко.
В Фонде PET считают, что, если правоохранители наконец решили обратить внимание на проблемы животных, им стоит в первую очередь обратить внимание на статью о жестоком обращении с животными. «Почему-то эта статья всегда игнорируется любыми государственными органами, но зато так легко и эффектно можно похвалиться операцией по успешному розыску собаки-поводыря, которую никто не прятал, и задержанием «опасной рецидивистки», которая сама пришла давать показания в Следственный комитет», — отмечают представители фонда.
Сама Виктория Павленко еще 9 августа, до решения суда, призвала своих коллег-волонтеров использовать этот случай, чтобы высказаться и объяснить, что такое волонтерство в помощь бездомным животным.
«Я думаю пришло время честно, открыто и максимально широко представить миру информацию о нас, наших делах, наших проблемах, о том, что в стране по сути нет ни одного эффективного учреждения, занимающегося проблемами бездомных животных, что деньги в приютах государственных разворовываются, животные содержатся очень плохо за редким исключением, что частные приюты страдают от отсутствия земли и денег, а во многих городах вообще нет никаких приютов, даже плохих. Что все эти проблемы решаются не на государственном уровне, а такими как я, каждым из нас, за свой счет и деньги друзей… И что мы не «зоошизы», а нормальные люди, у которых просто есть сердце, и которые предпочитают помочь бездомышу, а не купить себе 125-ю сумку. Нас не понимает большинство, меня из-за того, что я вожусь с собаками и кошками, считают ненормальной… Может надо как-то уже освещать все эти вопросы, чтобы ни я, ни другой волонтер не казался пришельцем с другой планеты? Не молчите! Хватит отмалчиваться, иначе этот кошмар и нападки то там, то тут на волонтеров не прекратятся никогда…», — написала Виктория в Facebook.
Тем временем адвокаты Виктории Павленко обжаловали обвинение и постановление о домашнем аресте. Друзья и сторонники Павленко хотят, чтобы расследование было полноценным, прозрачным и эффективным. И если в истории с сестрой Натальи Водяновой, которую выгнали из нижегородского кафе «Фламинго», удалось привлечь внимание к проблемам людей с особенностями, то здесь пока не получается акцентировать внимание на проблеме защиты животных. Возможно, не хватает публичности человека, а может быть, само общество пока не готово решать эту проблему системно.
Фото: Дмитрий Кузьмин, facebook.com/profile.php?id=100006800102250, facebook.com/StalkerFilmFestival, facebook.com/guidedogsrussia