В ситуации, когда возможности государства сжимаются, когда сокращаются реальные доходы и покупательная способность населения, роль общества должна расти. Без помощи благотворителей и вообще некоммерческого сектора в условиях кризиса, конечно же, не обойтись. И наверняка общество будет от них этого ждать.
Понятно, что и самим НКО в условиях кризиса выжить не просто, но государство сегодня выражает готовность поддерживать их больше – и качественно, и количественно.
Уже совершенно точно мы знаем, что появится новый оператор президентских грантов – для НКО из малых городов и сельской местности. Это есть в поручениях президента по итогам послания Федеральному собранию. И тема расширения доступа НКО в сферу социальных услуг там тоже представлена. Речь идет о возможности наделения НКО статусом исполнителя общественно полезных услуг. Должна быть разработана технология присвоения такого статуса и предоставления соответствующих преференций, и это уже совсем скоро – к 6 апреля 2016 года.
Статус исполнителя услуг в период экономической турбулентности приобретает особое значение для НКО. В сегодняшних реалиях трудно ожидать роста поступлений в некоммерческие организации со стороны бизнеса и физических лиц – дай бог сохранить прежний уровень. И возможность оказания услуг в такой ситуации очень важна.
Еще раньше – к 30 марта – должна быть разработана программа поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление соцуслуг населению, «исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов РФ и муниципальных образований». Это серьезный, очень ответственный участок работы, и средства должны быть таким образом перераспределены серьезные… Пока трудно сказать, как именно все это будет реализовано. Радует, что главный исполнитель – Минэкономразвития. И вообще, судя по поручениям президента, Минэкономразвития все-таки остается основным ведомством, отвечающим за работу с некоммерческими организациями. Что для сектора, безусловно, хорошо.
Мы долго к этому шли, проделана огромная работа – и в Минэкономразвития, и в Рабочей группе по совершенствованию законодательства о НКО, которую возглавляет Володин, и в Общественной палате… Теперь все это облечено в форму поручений президента. На самом деле это фактически программа в области господдержки НКО.
В Общественной палате уже разработан первый драфт Концепции содействия развитию сектора негосударственных некоммерческих организаций. Мне нравится название: важно, что это не концепция развития сектора – ее только сам сектор способен создать, а именно концепция содействия: какие шаги в поддержку негосударственного сектора должны предпринимать органы власти и такие институты, как Общественная палата.
Чего на сегодня не хватает, так это ясности в отношении «иностранных агентов». В трудные времена нашим НКО была бы очень полезна поддержка международных организаций — это еще один ресурс, за счет которого НКО могли бы помогать большему числу нуждающихся. Чтобы открыть доступ к этому ресурсу, нужно менять закон об «иностранных агентах». Надеюсь, в 2016 году это произойдет.
Возвращаюсь к тому, с чего начинала, к соучастию. Вот как я его вижу в сегодняшней ситуации. НКО мобилизуют свои возможности, активизируются, чтобы помогать большему числу нуждающихся. Государство выказывает готовность создавать оптимальные условия для такой деятельности НКО. СМИ вносят свой вклад, распространяя информацию и помогая в фандрайзинге. Опыт участия телевидения в сборе пожертвований в 2015 году (например, в ходе телешоу «Голос») показал, что россияне готовы массово жертвовать благотворительным организациям даже в кризис. Бизнес развивает благотворительность среди сотрудников, мотивирует их жертвовать в НКО и помогать в качестве добровольцев.
Вот такая круговая порука.