В Музее русского импрессионизма 16 декабря прошел перформанс «Жизнь насекомых» — первая работа Московской молодежной театральной «Инклюзион.Школы».
«Инклюзион.Школа» — образовательное направление Центра творческих проектов «Инклюзион». В доступных театральных школах в девяти городах страны занимаются студенты разного возраста с инвалидностью и без. Педагогами и кураторами школ выступают театральные режиссеры, профессиональные хореографы, актеры театров. Кроме основных театральных дисциплин — актерское мастерство, пластическая выразительность, сценическая речь — студенты проходят курсы по вокалу, жестовому языку и даже знакомятся с основными навыками стендап-исполнителей.
Основа сюжета — сказка «Муха-цокотуха» Корнея Чуковского, которой в этом году исполнилось 100 лет. По словам режиссера постановки Сергея Быстрова, ему «захотелось сделать сказке приятное», вспомнив и переосмыслив ее.
«В сказке мы наблюдаем такой событийный ряд: именины — смерть — свадьба. Но чтобы он заработал, необходим контекст, пусть даже условный. Как его создать? Если задуматься о времени написания произведения, — а это 20-е годы прошлого века, — сколько литературных шедевров вокруг, какие имена, какое время! А какие стихи читали, какая музыка звучала на именинах? Установлениями этих связей мы и занимались с молодыми артистами. Это безумно увлекательный процесс, который позволил нам выйти за рамки представления о целлофановых крылышках и прочей иллюстративности», — объяснил Сергей.
Первые занятия начались еще в октябре 2022 года, — тогда постановка только зарождалась, студенты привыкали к новым ролям. Уже к к новому году был готов первый эскиз, а в апреле 2023 года прошел дебютный показ на фестивале «Пасхальный дар». Затем было еще несколько показов на открытых и закрытых городских площадках, и каждый раз спектакль обрастал подробностями и находками.
Над постановкой работала целая команда. «Со мной вместе работали мои замечательные студенты. Оля Грозовская занималась с ребятами вокалом, Катя Петухова, Катя Рожкова и Света Каменщикова — хореографией, а художник по гриму Татьяна Сорокина подарила нам идею чудесного грима, отсылающего к супрематическим композициям», — поделился Сергей.
По словам куратора просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма Елены Шаровой, в постановке участвовали начинающие, непрофессиональные, но «безусловно, очень талантливые» актеры.
В Московской молодежной «Инклюзион.Школе» занимаются студенты от 17 до 25 лет с различными особенностями здоровья. Курирует школу актриса и режиссер Лана Опаленик, много лет занимающаяся инклюзивным и социальным театром.
«Ребята приходили на репетицию за час. Им никто не рассказывал, что принято делать на сцене, поэтому они ведут себя неподдельно, не стараясь никому понравиться или угодить. При этом обладают очень важным для артиста качеством — наивностью и открытостью. Это очень важно, и научить этому невозможно», — рассказал АСИ Быстров.
Сергей добавил, что высказывание постановщика происходит во время спектакля, поэтому ему особенно важно, как оно воспринимается. Специально для АСИ родители и участники рассказали, как они понимают спектакль (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. АСИ).
- Володя Панков, в спектакле — Комарик: «Это постановка про запрет, который не дает никак чувствовать себя свободным, и что лишь любовь дает нам возможность быть счастливее и свободнее даже если что-то запрещают или не одобряют. Главное эту любовь проявлять и не бояться этого».
- Татьяна Кокусева, мама Мухи: «Это спектакль о трудном историческом периоде, полном свободы, романтики, боли, творческих поисков, борьбы и любви».
- Ольга Всесвятская, бабушка Конферансье Бориса: «В этом спектакле поверили в каждого из ребят, отнеслись к ним, на мой взгляд, так, как относятся к профессиональным артистам. В этом взаимодействии не было снисхождения. И получилось то, что получилось. Как бы постановка ни менялась, она дала ребятам то, что им нужнее всего — свободу, любовь, понимание и веру в свои силы».
Сергей Быстров добавил, что для него «Муха-цокотуха» — это один из первых в литературе XX века примеров создания инклюзивной среды, горизонтального общества и самоорганизации.
«Московская молодежная «Инклюзион.Школа» — очень важный для нас опыт работы с подростками и молодыми людьми до 25 лет. Мы давно работаем в культурной инклюзии, и в какой-то момент поняли, что очень не хватает проектов именно для этого непростого возраста, когда ребята ищут себя, ищут смыслы.
Мы видим, что студенты становятся увереннее, ответственнее, учатся взаимодействовать с разными людьми, не бояться публики. Театральный опыт всегда расширяет границы мира актеров, и им становится комфортнее не только на сцене, но и в повседневной жизни», — считает директор по развитию центра «Инклюзион» Татьяна Медюх.
Центр «Инклюзион» — некоммерческая организация, системно развивающая инклюзивный и социальный театр в России. В репертуаре центра «Инклюзион» и «Инклюзион.Школ» больше 30 спектаклей с участием актёров с инвалидностью и без. Спектакли идут на сценах государственных и частных театров в разных городах. «Инклюзион» является соорганизатором Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», продюсирует творческие проекты для разной аудитории, проводит образовательные программы для специалистов инклюзивного театра.
Музей русского импрессионизма — современный частный музей на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». На трех этажах футуристического здания-цилиндра расположились постоянная экспозиция и временные выставки, посвященные русскому искусству рубежа XIX–XX веков. Посетители с разными особенностями здоровья могут ознакомиться с экспонатами как одни, так и с помощью гидов. Обязательной частью каждой выставки являются тактильные макеты и ароматы по мотивам картин, проходят бесплатные экскурсии с тифлокомментированием.